Слайд 2
История колокольного звона уносит назад далеко в прошлое.
Считается, что древние египтяне первыми стали использовать для богослуслужений
колокола. С помощью звона колоколов в храмы собирали народ. Предупреждали об эпидемии, о пожаре, о приближении врага. Затем и греки зазвонили в колокола.
Слайд 3
Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса.
Римляне применяли
их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора
народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. В Древнем Риме колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной.
Слайд 4
В споре о происхождении колокола ряд ученых считает
его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути
мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы колокольчиков
Слайд 5
В конце VI века колокольный звон зазвенел в
Европе. Согласно преданию в Европе первый колокол отлил Польский
Павлин.
Слайд 6
Чуть позже и Русь зазвонила в Колокола. Первое
упоминание о колоколах датировано 988 годом в Киеве
Слайд 7
До наших дней дошли два древнерусских колокола домонгольского
периода, еще от 39 сохранились фрагменты. Форма их та
же, что и у западноевропейских колоколов того времени. На одних есть надписи русскими, на других – латинскими буквами. Колокол типа «улей». XI в. Колокол типа «сахарная голова». XII в.
Колокол типа «улей»
Колокола типа «сахарная голова»
Слайд 8
Колокола придавали жизни каждого города и села четкий,
звучный ритм, возвещая время бодрствовать и время спать, время
молитвам и время житейской суете, время трудиться и время отдыхать, время веселью и время скорби.
Слайд 9
Названия наших колоколов – это прозвища, данные слушателями
– прихожанами храмов и звонарями. На наших колокольнях и
звонницах можно встретить колокола с названиями Лебедь, Красный, Полиелейный, Баран, Козел и многие другими. Эти прозвища до сих пор закрепились за этими колоколами. Пожалуй, одним из единственных примеров официальных названий колоколов является «Царь-колокол», отлитый в Московском Кремле по высочайшему царскому указу.
Слайд 10
На русских колоколах надписи символизируют о месте и
времени отливки того или иного колокола. Замечательно даже то,
что на русских колоколах надпись пишется от третьего лица, по типу: «Отлит сей колокол в лето 2012 от РХ мастером Ильей Дроздихиным для храма Николая Чудотворца»
Слайд 11
Воротный колокол звучал, когда закрывались городские ворота, сонный
колокол указывал время сна... Новгород. Воротная башня с колокольней
Слайд 12
В странах христианской Европы колокола уже в раннем
средневековье получили окончательное признание и повсеместное распространение. Сначала они
вешались на фронтоны церквей. Псковская крепость
Слайд 13
Сообщения о первых колокольнях, стоящих отдельно от церквей,
известны с VIII века. Колокольня на Кафедральной площади Вильнюса
Слайд 14
Первое упоминание о колоколах на Руси содержится в
3-й Новгородской летописи и датируется 1066 г.: "Прииде Всеслав
и взя Новгород и колоколы съима у святыя Софии и паникадил съима"
Слайд 15
Ранняя история колоколов на Руси прошла через те
же этапы, что на Западе. Поначалу их отливали монахи,
но довольно скоро дело перешло к ремесленникам. Готовые колокола обязательно освящались. Древние монастырские колокола
Слайд 16
Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям
в древнерусских городах Новгороде и Пскове
Слайд 17
К колоколам на Руси относились как к живым
существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь,
Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.
В России самая бедная церковь имела не менее трёх колоколов, а на колокольнях богатых церквей их было до десяти
Слайд 18
Левитан И.И. «Вечерний звон»
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая
мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
(Н.М.Рубцов)
Слайд 19
М.В.Гурин «Вечерний звон»
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум
наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил,
где отчий дом,
И как я с ним, навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!…
(И.И.Козлов)
Слайд 20
Колокольному звону предки наши приписывали волшебные силы: «Колокольный
звон разгонит тучи и избавит от нечистой силы». Они свято
верили в это! Наши далекие родственники считали, что колокольный звон несовместим с ложью, грехом, предательством и несправедливостью. Они были уверены. Что предатели, детоубийцы, и другие грешники, обязательно будут наказаны.
Слайд 21
Колокольный звон – древнее нетрадиционное лечение! Издревле считали
его самым действенным средством лечения одержимости, и других болезней.
Колокольный звон спасал людей от чумы, которая безжалостно косила всю Европу.
Слайд 22
На Руси существовал древний обычай, ставить под колокол
больных. С помощью колокола лечили:
Лихорадку
Бесноватость
Немоту и задержку речи у
детей
Испуг
Чахотку
И другие болезни телесные и духовные
Слайд 23
В народе пользовалась популярностью и вода, сливаемая с
колокола. Воду собирали в горшок и поили ей больного
человека. Колокольной водой умывались и девушки, чтобы щеки были румяными, а кожа белесой
Слайд 24
Несмотря на то, что колокольный звон – древнее
нетрадиционное лечение, современная наука о силе колокольного звона немало
говорит. На всех поверхностях: в воздухе, в воде, на земле в радиусе нескольких километров колокольный звон устраняет все вредоносные вирусы и бактерии. И именно этим объясняют ученые то, что в храмах бактерии не живут
Слайд 25
Новейшие открытия современных ученых подтверждают целебную силу колокольного
звона и утверждают, что эта божественные звуки поселяют в
душе спокойствие и радость
Слайд 26
В дни больших церковных праздников, особенно на Пасху, колокольный
звон обладает дополнительной силой, так как в эти дни
звонари звонят с особым усердием во славу и на радость всему миру
Слайд 27
Одной из ярких особенностей православного пасхального праздника до
революции была старинная традиция - звонить в колокола всем
желающим на пасхальной неделе.
В старину считалось, что колокольный звон спасал людей от эпидемий и негативной энергии, потому каждому человеку полагалось послушать колокольный звон вживую хотя бы раз в год, так как целебной энергией обладает только живой звук.
Слайд 28
О, Русь, благословенная моя!
Познать тебя не хватит целой
жизни:
Твоих церквей златые купола
И многовещий звон колоколов отчизны.
Тот чудный
гул, идущий от небес,
Он гласом Божьим нисходил к народу,
Призывом к дальней жизни без мирских страстей,
И родником, где пьют живую воду...
(Е. Растопчина)
Слайд 29
Список использованной литературы:
Знаменитые колокола России.
— М: ОТЕЧЕСТВО-КРАЙТУР, 1994. Ополовников А. Русь деревянная /
А. Ополовников, Г. Островский. — М.: Детская литература
Скоробогатов, В.Д. Учебно-методический комплект для средней школы. Православная культура, 9 класс./В.Д. Скоробогатов – Инфофонд. Ульяновск. 2006.
Кавельмахер В. В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола. История и современность. М., 1985г
Шашкина Т. Б. Колокольная бронза // Колокола: История и современность. М., 1985г.
Бородина А.В. «Основы православной культуры» М., Издательский дом «Покров» 2003г
«Православие» Полная энциклопедия Санкт-Петербург Издательская группа «Весь» 2008г
«Книга о церкви» Изд-во «Православный паломник» 2004г
«Храмы Новокуйбышевского благочиния» Новокуйбышевск: ООО «Евро-лайн плюс» 2008г 7. Оловянишников Н. И. «История колоколов и колокололитейное искусство». М., 1982г.
http://nogti-doma.narod.ru «Православная страничка»
http://ru.wikipedia.org