Слайд 2
То, что мы делали, немного напоминает кардиограмму —
кривую, которая в графическом виде показывает работу сердца.
Слайд 3
Э.ГРИГ «В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ»
Слайд 4
Ребята представили работы после прослушивания знакомого произведения в
виде кардиограммы
Слайд 5
Чаще всего с этой проблемой сталкивались монахи и
певчие в монастырях. На службах всё время поют, и
необходимо помнить сотни различных богослужебных распевов, подходящих к случаю. Над текстами молитв монахи делали пометки, схематично показывающие, куда и как сейчас должна идти мелодия. Эти пометки назывались невмами.
Слайд 6
Такие системы существовали у разных народов. Вот страница
из древнерусской «Певческой азбуки» XV века, ранний пример так
называемой «знаменной нотации».
Слайд 7
Это армянские невмы — они называются «хазы» (из
рукописи XII века).
Слайд 8
И даже у древних греков был способ напоминать
себе, что сейчас происходит с мелодией (обратите внимание на
отдельные значки над непрерывными строчками текста — это запись дельфийских гимнов богу Аполлону).
Слайд 9
На это обратил внимание средневековый монах-бенедиктинец Гвидо Аретинский
— именно он, как считается, придумал привычную нам нотную
запись. Он видел, с каким трудом молодые монахи запоминают псалмы, и решил им помочь. Гвидо нарисовал несколько линеек и поместил старые невмы на них и между ними — так было гораздо проще понять и запомнить, какая высота тона у каждой ноты. А еще он придумал всем нотам названия — и это знакомые нам «ре, ми, фа, соль, ля». Только вместо «до» было «ут», а «си» появилось позже.
Слайд 10
Гвидо еще придумал схему для запоминания нот, которую
называют «Гвидоновой рукой».
Слайд 11
Графическая партитура
А теперь посмотрите вот на этот рисунок.
Как вы думаете, что это?
Слайд 12
Историческая справка
Это тоже партитура, то есть запись музыкального
сочинения. В данном случае — вокального сочинения для одной
известной певицы, меццо-сопрано Кэти Берберян. Смотрите, оно похоже и на то, что придумал Гвидо Аретинский (здесь есть нотные линейки), и на ранние попытки зарисовать мелодии: здесь видно, как мелодия движется вверх и вниз. А еще это похоже на комикс: здесь нарисованы смешные и странные звуки, которые должна издавать певица.
Слайд 13
Есть вопрос????
Долгое время композиторы были очень благодарны Гвидо.
Но экспериментаторов XX века нотные линейки стали ограничивать. Для
одних эта система была слишком точной — им хотелось дать больше пространства для импровизации музыкантов. Для других — слишком простой: всем хотелось использовать как можно больше разных новых инструментов и звуков, а как записать нотами громкий крик, удар по кастрюле или звон льда в бокале?
Слайд 14
Поэтому композиторы стали заниматься тем же, чем мы
занимались в самом начале занятия — рисовать музыку разными
необычными способами.
Партитуры стали выглядеть вот так.
Слайд 16
На этой картинке каждая линия, помеченная римской цифрой,
— это партия одного из инструментов (две скрипки, гобой
и бас-гитара). Читается эта партитура слева направо, а как интерпретировать рисунки — решают сами музыканты.
Слайд 17
А его товарищ Корнелиус Кардью сочинил сольную вещь
для гитары. Пересечение линий, совпадение точек с определенными местами
решетки можно интерпретировать как угодно. Точка может означать звук скрипки, длящийся секунду. Или звук разрываемой бумаги. Или положение исполнителя на сцене. Линия — восходящую мелодию, увеличение громкости, что угодно. Само сочетание листов (10 непрозрачных и 12 прозрачных) для каждого исполнения будет новым, исполнители часто выбирают их, просто бросая монетку. Кейдж называл эту партитуру «камерой, при помощи которой кто угодно может сделать фотографию».
Слайд 18
К этой партитуре композитор не оставил никаких указаний,
так что как ее играть — каждый решает сам.
Один из вариантов — читать слева направо, разрывы между фигурами — это паузы, сами фигуры — громче-тише. Но решать вам!
Можно попробовать спеть или сыграть любое изображение. Например, фотографию.
Слайд 19
Посмотрите на эту фотографию Токио. Линия горизонта —
это готовая графическая партитура.
Слайд 20
Домашнее задание
представить кардиограмму А.Вивальди. Времена года. Лето. ШТОРМ