Слайд 2
Павловский Посад—город в Московской области, известен с XIV
века. В XVIII веке село Павлово становится центром шелкоткацкого
и парчового производств. Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки.
В1854 году в Павловском Посаде открывается крупная платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел.
« Плат Узорный…»
Слайд 3
Но настоящая слава к павловским платкам и шалям,
шерстяным и полушерстяным, с ярким цветочным узором, пришла во
второй половине XIX века. Набойный рисунок наносился на ткань как ручным, так и машинным способом. В наши дни используется способ фотопечати. Ткань называется набивной. Живописные, с дивным рисунком, павловские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира.
Слайд 4
Дымковская игрушка
Ды́мковская игрушка,—
один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в
заречной слободе Дымково близ г. Вятка.
Слайд 5
Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных
дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные
барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла.
Слайд 6
Гжель — один из самых известных народных художественных
промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел
и деревень. Уже с XIV века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону.
Синие цветы Гжели
Слайд 7
Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия —
море
красоты!
Разнообразные изделия с «фирменным» цветочным узором, скульптуры поражают фантазией
и мастерством художников, сохранивших народные традиции.
Сегодня гжельская керамика известна во всем мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.
Слайд 8
Роспись часто дополнялась
скульптурными изображениями
людей, животных, птиц. В XIX
веке
Гжель прославилась своим
фаянсом и фарфором. С этого
времени преобладает роспись
синим
кобальтом по белому.
Гжельская керамика
Слайд 10
Городецкая
роспись
Городец — центр народного художественного промысла. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева и по цветному фону.
Упругие ветки и букеты, составленные из ярких декоративных цветов, придают этим вещам неповторимый облик. Мастер наносит легкие, уверенные мазки, не прибегая к подробному контуру.
Вся композиция узора строится кистью. Приемы декоративной разделки цветов — розанов и купавок — отрабатывались в течение многих десятилетий.
Слайд 12
Палех
Палехская миниатюра -народный промысел, развившийся в поселке
Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше.
Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д
Слайд 14
Русская матрёшка
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены,
три Матрешки
И одна Матрешечка.
В. Берестов
Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Для изготовления матрешек в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Матрешка появилась около 100 лет назад
Слайд 15
Оренбургские пуховые платки
Оренбург издавна славился своим уникальным производством
качественных пуховых платков. Начиная с 1857 года этот народный
промысел стал известен на весь мир! Участвуя в различных выставках от Лондона до Шанхая производство русских мастеров было оценено на самом высоком уровне. С 1939 года оренбургскими мастерами было организованно первое массовое производство пуховых платков. На базе этого производства в 1960 году, в Оренбурге создается фабрика «Оренбургских пуховых платков».
Слайд 17
Букеты из Жостова
Жостовский художественный
промысел — это декоративная живопись
на металлических подносах.
Возникновение промысла
относят к началу XIX века,
когда в
деревне Жостово,
Троицкой волости (ныне
Мытищинский район
Московской области), была открыта
мастерская по выпуску
лакированных изделий из папье-
маше с живописными миниатюрами.
Слайд 18
Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи,
федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но
уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров.
Слайд 19
Сюжеты росписи — цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки
из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.
Слайд 20
Палех — поселок в Ивановской области. Согласно летописям,
поселение возникло еще до XV века. Первоначально Палех славился
мастерами иконописи. Но к началу XX века иконописное дело почти прекратилось. В1923 году художественный промысел возродился как лаковая миниатюрная живопись на изделиях из папье-маше.
Палехская
лаковая живопись
Слайд 21
Палехские сказы
В его основе лежат традиции древнерусской живописи,
искусства иконописи: удлиненные пропорции фигуры человека, условное изображение пейзажа,
зданий. Живопись выполняется темперными красками на черном лаковом фоне. Рисунок отличается выразительным силуэтом, четко и тонко прописанными деталями, применяется штриховка—«насечка» золотыми линиями.
Слайд 22
Сюжеты миниатюр разнообразны: исторические, сказочные, фольклорные, бытовые.
Слайд 23
Хохломская роспись
Уже в XVII веке в селе Хохлома
проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в
селах и деревнях Нижегородского края.
Е. Мосина. Хохломская посуда
Слайд 24
Золотая хохлома
Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета
с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым.
Изображение
растений,
ягод, плодов, птиц и рыб
образуют прихотливый
узорный орнамент.
Слайд 25
Секрет «золота» Хохломы — применение алюминиевого
(ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и
лак. Изделие высушивается при температуре 100—120°.
Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. Современные хохломские изделия — посуду, мебель, сувениры — создают мастера фабрики «Хохломской художник» (с.Семино) и объединения «Хохломская роспись» (г. Семе-
нов), что в Нижегородской области.
Слайд 26
Ростовская финифть
Фини́фть — особый вид прикладного искусства, в
котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании
с металлом.