Слайд 2
Домашняя святыня…
Ярар – домашняя святыня в чукотской
семье.
«Каждая семья должна иметь свой бубен, упражнение на котором
во время известных праздников обязательно для всех домочадцев, мужчин и женщин.,. В долгие зимние вечера чукчи берутся за бубен просто для развлечения«- писал Богораз, известный исследователь Чукотки.
Слайд 3
И в печали, и в радости…
Другой исследователь, А.А.
Аргентов, добавлял, что бубен "непременно имеется у каждого домохозяина.
С бубном чукча и сетует, и радуется, и шаманит".
Слайд 4
Музыкальные инструменты чукчей.
Издавна музыкальными инструментами чукчей были бубен
«ярар» и пластинчатый варган .
Различают мужскую, женскую и
детскую разновидности бубна. Шаманы играли на бубне толстой мягкой палочкой, а певцы на праздниках — тонкой палочкой из китового уса. Звучание бубна символизировало «голос очага».
Слайд 5
Чукотский бубен похож на бубен американских эскимосов.
Он
имеет деревянную рукоятку, прикрепленную к деревянному же ободу сухожилиями.
Ярар
– это символ солнца в руках играющего.
Покрышка бубна у береговых чукчей обычно делается из очень тонкой сухой кожи моржового желудка.
Слайд 6
У оленных же чукчей для бубна часто употребляется
выделанная шкура молодого оленьего теленка.
Чтобы прикрепить шкуру к ободу,
ее мочат в воде или моче и затем натягивают на обод.
Такой бубен очень легок. Некоторые бубны весят не более 250 г, большинство — от 450 до 700 г.
Слайд 7
Колотушки от бубна различаются в зависимости от того,
с какой целью бубен употребляется в том или ином
случае.
Иногда это узкие, легкие полоски из китового уса, длиной 30-40 см, иногда же это деревянная палочка ), длиной 60-70 см, часто украшенная меховыми кисточками.
Слайд 8
. Первый вид колотушки употребляется во время шаманства,
совершаемого внутри спального полога; второй же вид — главным
образом при исполнении различных обрядов в наружной половине шатра
Слайд 9
При употреблении колотушки из китового уса бубен держат
в левой руке и ударяют в него так, что
середина колотушки попадает в край бубна или на пальцы держащей руки. Кончик колотушки таким образом слегка вибрирует, ударяя в покрышку бубна.
Слайд 10
При употреблении деревянной колотушки бубен держат горизонтально, покрышкой
наверх. Колотушка берется в руку за середину, и бьют
в бубен из под обода, сначала с одной, потом с другой стороны.
Слайд 11
Чукчи-оленеводы сохраняют бубен покрытым в течении лишь того
времени, пока они стоят на зимовье. Зимой бубен обычно
сохраняется за спальным пологом или же подвешивается к потолку шатра, готовый у употреблению
Слайд 12
Когда семья уходит с зимовья, покрышка с бубна
снимается, складывается и привязывается к ободу возле рукоятки.
Затем
бубен кладется в семейный мешок.
Вымочить и вновь привязать покрышку бубна не составляет труда, так что ее натягивают вновь всякий раз, когда потребуется бубен.
Слайд 13
Многие чукотские национальные праздники, проводимые в нашем Центре
образования. также не обходятся без традиционного музыкального инструмента- бубна.
Среди них праздник
Пэгитти- чукотский Новый год.