Слайд 2
Предшественник оперы –
жанр «древнегреческая
трагедия»,
в которой диалоги чередовались с сольным и хоровым пением
и с напевной рецитацией в сопровождении кифары.
Эсхил, Софокл, Еврипид – создавали не только тексты к своим трагедиям, но и музыкальное сопровождение.
Слайд 3
Жанр «римская трагедия»
- изменение греческих традиций,
которое заключалось том, что помимо вокальных партий
актёров, присутствовало и множество музыкальных вставок
Слайд 4
«Флорентийская камерата» -
содружество поэтов и музыкантов 16
века, возрождавших древнегреческую трагедию.
Причина:
неприятие полифонии как музыкальной фактуры
в песнях (мадригалах и мотетах).
НОВОЕ:
Музыкальная декламация («омузыкаленное слово»= речитатив),
в которой мелодия, темп и ритм усиливают эмоциональное воздействие поэтического текста.
Слайд 5
Якопо Пери
–
создатель первой оперы «Дафна», 1598г.
Первая
театральная постановка, жанр которой был определен
как «Драма на
музыке» (ит. «dramma per musica»).
МИНУСЫ:
Монотонность сольной декламации в сопровождении лютни.
Выразительность спектакля исчерпывалась экспрессией слова.
Недостаток музыки внутри спектакля исправлялся музыкальными
вставками в начале (будущая «увертюра») и в конце спектакля
Слайд 6
«Флорентийская камерата»
в лицах и произведениях
Якопо Пери «Дафна» (либретто Оттавио Ринуччини), 1598г.
Якопо Пери «Эвридика» (либретто Оттавио Ринуччини), 1600г.
Джулио Каччини
Марко да Гальяно
Слайд 7
Будущая опера
в церковном обиходе
и светской жизни Средневековья
«Литургическая драма» -
инсценировка
эпизодов из священного писания в праздничных служба
«Комедия дель арте» -
доступный для широких масс
населения вид музыкально-
драматического спектакля,
для которого требовалась
специальная певческая
подготовка актера.
Слайд 8
Италия – родина жанра оперы
Слайд 9
Клаудио Монтеверди
– «отец» жанра опера
1607г. - на
либретто Алессандро Стриджо музыкальная драма «Орфей»,
1607 +35=1642г. – опера
«Коронация Поппеи» на сюжет этого либреттиста.
НОВОЕ:
Симфоническая музыка организует движение сюжетной линии в спектакле.
Психологическая характеристика героев достигается средствами музыкальной выразительности.
Слайд 10
Развитие жанра оперы в Италии.
(Римская школа 17 века)
Первое
произведение «Представление о душе и теле»Эмилио де Кавальепри (1600г),
Слайд 11
Развитие жанра оперы в Италии.
(неаполетанская школа конца 17
века),
основатель – Франческо Провинциале
Слайд 12
Новое в опере 17 века
Мелодия – средство индивидуализации
персонажей и передачи их эмоций.
Франческо Кавалли, Антонио Чести, Джованни
Легренци вырабатывали бельканто как стиль пения.
В спектакли состоят из увертюры, арий, дуэтов, терцетов, речитативов.
В операх Алессандро Скарлатти формировались предпосылки для развития симфонии.
Слайд 13
Распространение опер в Европе.
Германия: опера «Дафна» Генриха Шютца
1627г.
Австрия: опера «Золотое яблоко» Антонио Чести (он служил вице-капельмейстером
в Вене) 1668г. Спектакль на 8 часов и 67 смен декораций потребовал специального театра «Театре Ауф де Кортина» (позже стал называться Венской Придворной оперой)
Англия: опера «Венера и Адонис» Джона Блоу 1683г, опера «Дидона и Эней» генри Пёрселла 1688г.
Франция - далее
Слайд 14
Старейший оперные театры
1669г – «Академия оперы» =
1671
- «Королевская академия музыки»
Сейчас – «Гранд оперА»
Слайд 15
Франция:
опера «Альцеста»,
композитор
Жан-Баттист Люлли,
либреттист
Филипп Кино.
Значительное место занимают танцы и инструментальные картины, что придало операм зрелищности.