Слайд 2
Основополагающий вопрос
Можно ли увидеть музыку?
Слайд 3
Как взаимосвязаны между собой два вида искусства –
музыка и живопись?
Каким образом он дополняют друг друга?
Что первично
и что вторично? Существует ли однозначный ответ?
Слайд 4
Цикл фортепианных пьес «Времена года»
Композитор – Пётр Ильич
Чайковский (1840 – 1893)
Слайд 5
Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник
композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и
картины природы. Как позднее вспоминал его брат М. Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
Слайд 7
Декабрь
Н.Н. Дубовский «Зима», XIX в., Государственная Третьяковская
галерея
П.И. Чайковский «Времена года» (Святки)
Слайд 8
Январь
И.Э. Грабарь «Иней», XX в., Государственная Третьяковская
галерея
П.И. Чайковский «Времена года» (У камелька)
Слайд 9
Февраль
Б.М. Кустодиев «Масленица», XIX в., Государственная Третьяковская
галерея
П.И. Чайковский «Времена года» (Масленица)
Слайд 10
Известно, что масленица – это последняя неделя перед
Великим постом. Она отличается шумными гуляньями, блинами – всё
это языческие традиции, но они плотно вошли в жизнь людей и считаются необходимыми атрибутами, предваряющими начало Великого поста, а также символизируют проводы зимы и встречу весны.
И вот эту картину народного гулянья рисует композитор в пьесе. Она состоит из калейдоскопических картинок, которые сменяют одна другую, но одна главная тема в пьесе присутствует постоянно: тема народного гулянья.
Слайд 11
Март
И.И. Левитан «Март», XX в., Государственная Третьяковская
галерея
П.И. Чайковский «Времена года» (Песнь жаворонка)
Слайд 12
Пение жаворонка в России связано с приходом весны.
Лирическая мелодия весны и трели, имитирующие трели жаворонка, –
вот основные темы этой пьесы. Музыкальная картинка настолько яркая, что даже маленькие дети, не зная названия пьесы, угадывают в ней звуки птичьего пения.
Слайд 13
Апрель
А.К. Саврасов «Грачи прилетели», XIX в., Государственная
Третьяковская галерея
П.И. Чайковский «Времена года» (Подснежник)
Слайд 14
Май
А.Я. Головин «Ветлы», XX в., Ярославский художественный
музей
П.И. Чайковский «Времена года» (Белые ночи)
Слайд 15
Июнь
А.М. Венецианов «На пашне», XIX в., Государственная
Третьяковская галерея
П.И. Чайковский «Времена года» (Баркарола)
Слайд 16
Июль
А.К. Саврасов «Домик в провинции», XIX в.,
Государственная Третьяковская галерея
П.И. Чайковский «Времена года» (Песнь косаря)
Слайд 17
Август
И.И. Шишкин «Рожь», XIX в., Государственная Третьяковская
галерея
П.И. Чайковский «Времена года» (Жатва)
Слайд 18
Сентябрь
В.А. Серов «Осень в Домотканово», XX в.,
Ивановский областной художественный музей
П.И. Чайковский «Времена года» (Охота)
Слайд 19
Октябрь
C.Ю. Жуковский «Брошенная терраса», XX в., Тульский
музей изобразительных искусств
П.И. Чайковский «Времена года» (Осенняя песнь)
Слайд 20
Ноябрь
М.М. Гермашев «Снег выпал», XX в, Государственная
Третьяковская галерея
П.И. Чайковский «Времена года»
(На тройке)
Слайд 21
Вывод
Музыка и живопись дополняют друг друга, усиливают воздействие
изобразительного и музыкального произведения на человека.