Слайд 2
Цель: изучить старинный свадебный обряд.
Задачи:
- познакомиться с
основными этапами свадебного обряда;
- познакомиться с картинами художников, тематика
которых отражает этапы свадебного обряда;
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать
свадебные народные песни (и в операх композиторов);
- эмоционально – образно характеризовать произведения художников;
- анализировать средства музыкальной и художественной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей, вырабатывать собственную эстетическую оценку.
- анализировать и сравнивать этапы старинного свадебного обряда и современного.
Слайд 3
Универсальные Учебные Действия :
Личностные:
- обогащение духовного мира на
основе изучения художественного опыта человечества через старинный свадебный бытовой
обряд
- инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач
- соответствие возрасту, уровню культуры восприятия искусства
включение образного и ассоциативного мышления
Регулятивные:
- умение ставить цели, корректировать свои действия
- умение аргументировать свою точку зрения
умение анализировать, сравнивать, синтезировать, систематизировать, обобщать
Коммуникативные:
- участие в учебном сотрудничестве (умение слушать, слышать и понимать партнера)
- постановка вопросов, умение выражать свои мысли, взаимно контролировать действия друг друга. Умение вести дискуссию, уважать собеседника и самого себя
Познавательные:
- уметь исследовать и находить необходимую информацию
- умение строить высказывание
- умение рефлексировать
Слайд 4
Свадебный обряд
Свадебный обряд –самый богатый из русских традиционных
бытовых обрядов.
Он соединяет в себе различные виды
народного искусства: поэзию, музыку, танцы, драматическую игру.
Обряд – это совокупность действий,
совершаемых в определенной
последовательности и связанных
с бытовой традицией.
Слайд 5
Время проведения свадеб
Свадебные обряды запрещались во
время постов (Рождественский, большой, Петровский, Успенский) и больших православных
праздников, а также в период с 7 по 21 января.
Чаще всего свадьбы играли осенью, с окончанием сельскохозяйственных работ. Многие стремились приурочить дату венчания к Покрову дню. Считалось, что Покров являлся покровителем брачных уз.
Удачным считалось время после крещения и до масленичной недели. Самой счастливой свадьбой считается свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.
Не играли свадьбу в високосный год.
Слайд 6
Части свадебного обряда
Свадебный обряд в
народе мыслится как комплекс отдельных частей (от одной части
до другой могли проходить не только недели, но и месяцы).
Части свадебного обряда:
Сватовство
Смотрины
Сговор
Девичник
День свадьбы («поезд» жениха, выкуп невесты, венчание, свадебный пир).
Слайд 7
Сватовство
В дом
невесты засылали сватов и свах для переговоров о возможности
будущей свадьбы.
Роль невесты при сватовстве была пассивной. Она должна была продемонстрировать навыки будущей хозяйки (умение шить, прясть и т. д.).
Вопрос : «Быть или не быть свадьбе?» решался без неё. Если вопрос о будущем родстве решался положительно, то обе стороны договаривались о дальнейших действиях.
Слайд 8
Смотрины
Смотрины невесты – свадебный обряд, при
котором сваха(сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту
и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства перед рукобитьем. Со временем смотрины совместились с обрядом сватовства.
Под смотринами также понимали смотрины хозяйства жениха. Невесту старались отдать в жёны к богатому жениху, чтобы взять большую кладку (выкуп за невесту).
Кстати, они имели право отказаться от свадьбы.
Слайд 9
Николай Петрович Петров «Смотрины невесты»1861
Слайд 10
Сговор (рукобитье, пропои и др.)
Вечер
помолвки жениха и невесты. Это было свидание жениха и
невесты.
Главное место на вечере занимали причитания невесты. Она обращалась к отцу с просьбой не отдавать ее замуж.
Если вопрос решался положительно, отцы перегибались через весь стол и ударяли друг друга по рукам (отсюда название рукобитье).
После сговора начиналась подготовка приданого и подарков жениху (его семье). Готовили подарки и родители жениха.
Слайд 11
Плач, причет (причитания)
Песни невесты были драматичными и назывались
плачами, причетами (причитаниями). Даже если невеста шла замуж по
любви, она должна причитать и плакать, чтобы показать свою любовь и уважение к родителям.
Слайд 13
Девичник
Девичник – день, в который
невеста прощалась со своими подругами и родной семьей.
Этот день посвящался только невесте, в последний раз оплакивавшей свою «девичью волю». В некоторых областях был широко распространен другой поэтический обряд заплетания невесте косы, и заплеталась она еще по-девичьи.
А придется косыньку
На две разделять…
В песнях девичника широко отражена и тема «злых людей» и «чужой стороны».
Слайд 14
Девичник
Жених присылал невесте подарки
на девичник. Девушки пели песни, в которых жених и
невеста изображались как молодые, красивые и любящие друг друга «суженые».
Жениха и невесту в песнях называют «суженым» и «суженой», «лебедь» и «лебедушка», «голубь» и «голубушка», тем самым указывали на их будущее единство.
Сопутствующим девичнику был и известный в северных областях обряд посещения невестой бани, который тоже сопровождался песнями и причетами.
Слайд 15
Протяжная русская народная песня
«Ты, река ль, моя
реченька»
«Портрет молодой женщины в русском сарафане» В.Барбье.
В русских
песнях девушку сравнивали с рекой, лебёдушкой, утушкой, ягодкой.
Парня сравнивали с ясным соколом, добрым молодцем.
Слайд 16
Ты, река ль Моя, реченька
Ты река ль Моя
быстрая.
Ты течёшь, не колышешься
Золотым песком ой да не возмутишься.
Отчего
же мне не возмутиться:
Ни дождя, ой да ни вихрию.
Течёт речка, не колышется
Сидит девушка, ой да не улыбнется.
Что ж сидишь ты, не улыбаешься
Говоришь речи, ой да не усмекаешься?
Уж как нету гостя милого -
Моего Батюшки родимого.
О-ооой, О-ооой…
О-ооой, О-ооой…
О-ооой, О-ооой…
О-ооой, О-ооой…
Что снарядит меня, родна Матушка?
Благословит меня чужой Отец.
Слайд 17
Свадебная русская народная песня
«На море утушка
купалася»
Слайд 18
В.Феклистов
«Приготовление невесты к венцу»
Слайд 19
День свадьбы.
Свадебный «поезд» жениха (до венчания) отправлялся в
дом невесты, затем на венчание и в дом жениха.
Название «поезд» появилось потому, что двигалось несколько повозок подряд. Украшенный бубенцами и колокольцами, «поезд» должен был отгонять «нечистую силу». В гриву коней вплетали разноцветные ленты.
Дружок вводил жениха в дом невесты. Он всех приветствовал и всюду слышались его шутки и прибаутки.
Слайд 20
Альфред Ковальский-Веруш«Свадебный поезд» 1912
Слайд 21
Грибков Сергей Иванович «Благословение на свадьбу» 1886
Слайд 22
Р.н.п. «Матушка, что во поле пыльно»
Слайд 23
Последнее препятствие –
выкуп невесты.
Невесту
охраняли подружки. Брат невесты играл роль ее «продавца».
Дружок жениха вступал в борьбу с дружком невесты, который тоже был ее «продавцом». Начинались обоюдные шутки, присловья. Дружку жениха загадывались замысловатые загадки, которые он должен был непременно отгадать.
Девушки вели «разговор» с дружками и при помощи песен шутливого и насмеливого содержания.
Слайд 24
«Вьюн над водой» р.н.п.
Русская свадебная песня.
Исполнялась в момент приезда жениха и передачи
ему невесты в венчальный день.
В песне рассказывается об обряде передачи жениху невесты.
Слайд 26
Венчание
Обряд состоял из возложения брачных венцов,
совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха
и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: под ноги брачующихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать «голой жизни».
Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности).
Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.
Слайд 27
Василий Владимирович Пукирев «Неравный брак» 1862
Слайд 28
Фирс Сергеевич Журавлев«Перед венцом»
Слайд 29
Фирс Сергеевич Журавлев «После венчания» 1874
Слайд 30
«После свадебной церемонии» Фирс Сергеевич Журавлев
После венчания распущенные волосы невесты заплетались
в две косы, как носили замужние женщины, что было символом начала ее новой жизни (волосы в дальнейшем всегда скрывались под какой-нибудь повязкой).
Весь свадебный «поезд», направляющийся в дом жениха, был веселым, нарядным, ликующим. Дорогой пелись веселые «дорожные» песни.
Слайд 32
Александр Андреевич Бучкури «Свадебный поезд» 1913
Слайд 34
Свадебный рушник – оберег дома и семьи у
славян
Свадебных рушников насчитывается около 40. Главными считались пять:
родительский рушник, союзный рушник, «божник», венчальный рушник и хлебосольный рушник. Изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты.
Приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением, а в перерывах невесте непременно требовалось произносить молитву.
Слайд 35
Свадебный пир.
Это было торжество с
участием самого большого количества гостей.
Жениха
и невесту, когда они входили в дом, обсыпали хмелем и хлебными зернами. Это делалось иногда и под песни.
Родители благословляли новобрачных -- отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно.
Песенное «величанье» на свадебном пиру всегда начиналось с молодых. Молодым пелись величальные песни.
Слайд 36
Константин Егорович Маковский «Боярский свадебный пир» 1883
Слайд 37
Этапы современной свадьбы
В старину свадебный ритуал
длился 7 дней (иногда и больше). В настоящее время
длительность свадьбы (2-3 дня). В современном мире старинный свадебный обряд перестал существовать.
Актуальными остались следующие части:
выкуп невесты
венчание
похищние туфельки
кража невесты
Слайд 38
«Выкуп невесты»
Ритуал «выкуп невесты» проводится непосредственно перед поездкой
в ЗАГС. Из серьезного мероприятия он превратился в веселую
забаву, невесты делают из данного ритуала многоуровневое испытание для своих женихов. Данный ритуал проводят подружки невесты.
Слайд 39
Порядок проведения выкупа невесты
Выкуп невесты
состоит из трех частей:
Конкурсная часть выкупа – проходит перед домом невесты
и в подъезде. Состоит она из заданий, конкурсов и испытаний.
Этап подмены невесты. Жениха отводят в комнату невесты, где за отрезком ткани прячется невеста «фальшивка». Это может быть друг невесты, брат. Задача жениха на данном этапе выполнить какое-то особо трудное задание (жениха могут попросить признаться при всех невесте в любви).
Банкетная часть. После выкупа в доме невесты устраивают легкий банкет, после которого влюбленные и гости отправляются в ЗАГС.
Слайд 40
Похищение туфельки
Похищать туфельку
невесты - это хороший повод повеселиться
и посмотреть как будет поступать жених и свидетели. Жених
может заплатить выкуп.
Кража невесты кем-то
из гостей. Здесь
выкупом может быть множество интересных конкурсов, в которых могут принимать участие все гости.