Слайд 3
Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный
текст, то есть чисто инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием
на своё содержание.
Слайд 4
Простейший вид Программная музыка - картинная программность (музыкальной картины природы,
народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных
образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы.
Слайд 5
Программная музыка известна с глубокой древности (античная Греция).
Среди
программных произведений 18 в. - клавесинные миниатюры Ф. Куперена
и Ж. Ф. Рамо, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном - «Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др.
Расцвет в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве, провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков - «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, симфонии «Фауст», симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» Листа и др.
Крупный вклад в Программную музыку внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» и фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова и др.
Слайд 6
Минимальной программой является название сочинения. Возможны, однако, и
более развёрнутые программы: например, Антонио Вивальди каждому из четырёх концертов для
скрипки с оркестром «Времена года» предпослал посвящённый этому же времени года сонет.
Слайд 7
Антонио Вивальди
1678 - 1741 г.
Слайд 8
Времена года - скрипичные концерты, одни из
самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных
произведений в стиле барокко.
Слайд 9
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра
волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться
не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Слайд 12
Модест Петрович Мусоргский
1839 - 1881 г.
Слайд 13
«Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес
. Написан в 1874
году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.
Слайд 14
«Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями.
В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни
со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна») по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение цикла являются уникальными в классической музыкальной литературе.
Слайд 15
«Фантазия или музыкальная картина "Ночь на Лысой горе"
первоначально была написана М.П. Мусоргским для фортепиано с оркестром
(партитура утрачена) в начале 60-х годов и вскоре переделана им же для одного оркестра.