Слайд 2
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО БЕТХОВЕНА
Бетховен – одна из величайших
вершин мировой культуры. Его музыку отличают глубина мысли и
чувств, обращенность к массам, смелость, новаторство. До наших дней его искусство остается непревзойденным выражением гражданского героизма. Его по праву называют «Шекспиром масс». Этот великий музыкант родился в эпоху французской революции, эпоху пробуждения самосознания народа, что соответствовало духу самого композитора.
Слайд 3
Его музыка возвышается над всем, что было создано
современниками и следующим за ним поколением. Прозорливость Бетховена поразительна.
Бетховен прожил всего лишь 30 лет в XVIII веке, но именно его творчество открывает новый «романтический» XIX век в музыке и всегда кажется, будто Бетховена в XVIII веке и не было. От музыки предшественников его музыка отличается необыкновенной героической энергией, небывалыми контастами, трагедийной силой и грандиозным масштабом.
Слайд 4
Из музыки Бетховена исчезло все, что было свойственно
венскому классическому стилю: изящная красивость, украшение, плавная ритмика, прозрачность
звучания. Бетховенским представлениям жизни требовались новые краски, новые интонации, характерные для революционной эпохи – динамичные, резкие, упорные. Его мелодии стали просты и кратки. Современника, привыкшим к музыкальному классицизму XVIII века, новаторская музыкальная речь Бетховена часто казалась странной, неприглаженной, режущей слух.
Слайд 5
Его порицали за изобилие духовых инструментов, диссонансов, за
разрушение традиционных музыкальных форм. «Сердце – вот истинный рычаг
всего великого» - говорил Бетховен. И друзья отмечали удивительное сочетание его доброты, необычайно детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор. Вся жизнь Бетховена была похожа на грозовой день. И умер он во время грозы, страшной снежной бури.
Слайд 6
За гробом Бетховена следовало 20 тысяч человек –
около десятой части всего населения Вены. В одной из
венских церквей состоялось исполнение «Реквиема» Моцарта, посвященное памяти усопшего. Благородная личность музыканта-революционера в течение многих десятилетий служило образцом героической жизни, художественной правды и редкой душевной чистоты. Бетховен и поныне остается примером для всех художников, которые хотят посвятить себя служению народу.
Слайд 7
МУЗЫКА
ВОЛЬНОДУМЦА
«Я схвачу судьбу за глотку и не
позволю, чтобы она меня покорила.»
«Так судьба стучится в дверь.»
Гейлигенштадтское
завещание.
Героическая симфония №3 первоначально посвящена Наполеону.
Почему же композитор отменил свое посвящение?
Слайд 8
СИМФОНИЯ – ЭТО МУЗЫКА ЖИЗНИ
В этой симфонии живут
герои своего времени, они взаимодействуют друг с другом, это
целый музыкальный роман.
Слайд 9
БЕТХОВЕН ЖИЛ ИДЕАЛАМИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
« Звездное небо над
нами и моральный закон внутри нас» Гегель.
Гимн разуму всего
человечества.
«Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» Вольтер
Орудие просвещения – энциклопедия.
Йозеф Гайдн – один из первых композиторов просвещения
Слайд 10
СИМФОНИЯ №3
«ГЕРОИЧЕСКАЯ»
В ней 4 части.
1часть – столкновение,
конфликт.
2 часть – смерть героя, траурный марш.
3 часть –
перелом, победа народа.
4 часть – апофеоз, финал.
Давид
«Смерть Марата»
Слайд 11
ГЕЙЛИГЕНШТАДТСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ
Письмо к человечеству.
Начало глухоты – стимул к
жизни.
Отношение к жизни как к поединку.
Одиночество личности.
Напряженность чувств, эмоциональная
острота.
Цель – борьба за счастье.
Слайд 12
ОТНОШЕНИЕ БЕТХОВЕНА К НАПОЛЕОНУ
Как только Наполеон становится императором,
Бетховен рвет титульный лист 3 симфонии, где значилось: «Написано
с Бонапарта».Теперь она называется «Героическая»,так как композитор разочарован в Наполеоне, потому что тот стал тираном.
Слайд 13
МУЗЫКА МАСС
3-я «Героическая» - это музыка для народа
и о народе.
Продолжение «Марсельезы» и баррикад.
Слайд 14
3-Я ГЕРОИЧЕСКАЯ СТАЛА ОСНОВНЫМ ЭТАПОМ НА ПУТИ К
9-ОЙ СИМФОНИИ С «ОДОЙ К РАДОСТИ» НА СЛОВА ШИЛЛЕРА
В ФИНАЛЕ 9-ОЙ.
От 3-ей к 9-ой симфонии идут монументальность, широта замысла, эпичность драматургии, идея свободы, братства, счастья человечества и идеалы французской революции.
Слайд 15
АНАЛИЗ «ГЕРОИЧЕСКОЙ» ПО МЕТОДУ СИНКВЕЙН.
1.Сформулировать основную мысль произведения
2.Двумя
глаголами дополнить характеристику музыки
3.Охарактеризовать с помощью трех прилагательных
4.Одним предложением
выразить собственное отношение к музыке.
5.Несколькими словами сделать вывод-итог смыслового значения произведения.
Слайд 16
БЕТХОВЕН «ГЕРОИЧЕСКАЯ»
1.Свободолюбие и счастье человечества.
2. Борется, негодует, оплакивает.
3.
Быстрая, трагичная, энергичная, траурная, маршевая.
4. Я
считаю, что композитор остается непреклонным даже в тяжелых жизненных ситуациях. Он не согласен идти на компромисс с власть имущими.
5.Вывод: Свобода и счастье достигаются в борьбе.
Слайд 18
ВОПРОСЫ
1. В какую эпоху родился Бетховен?
2. Какие исторические
события повлияли на его творчество?
3. Назовите имя императора,
которому начально была посвящена 3-я симфония?
4. Есть ли у этой симфонии название?
5. Какой факт говорит о признании его творчества как гениального композитора своего времени?
6. В каком городе Бетховеном было написано «Завещание человечеству»?
7. Назовите главную трагедию жизни Бетховена как человека и композитора ?