Слайд 2
Симфоническая музыка
Симфония – ведущий жанр оркестровой музыки, сложное,
богато развитое многочастное произведение
Слайд 3
Гайдн Франц Йозеф (1732—1809), австрийский композитор.
Родился, вероятно, 31
марта 1732 г. (крещён 1 апреля 1732 г.) в
деревне Рорау (Нижняя Австрия).
Слайд 4
Симфония № 103
(«С тремоло литавр») Йозеф Гайдна
Йозеф
Гайдна (1732-1809) – великий австрийский композитор, один из пред-ставителей
венской классической школы.
Музыкальные образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства (мирная счастливая жизнь, танцы и хороводы, природа, радости крестьянского труда…)
Симфония № 103 ,вступление
Слайд 5
Путешествия в Лондон
Результат: двенадцать знаменитых лон-донских симфоний, которые
являются вершиной симфонизма.
Одна из лондонских симфоний – Симфония №
103 («С тремоло литавр») получила своё название от первого такта медленного вступления, в котором звучит тремоло ( от итал. Tremolo - дрожащий) литавр, напоми-нающее отдалённые раскаты грома.
Слайд 6
Для закрепления
Начало симфонии. В чём особенность вступления? Какие
инструменты его исполняют?
1-я часть. Как соотносятся между собой темы
вступления, главной и побочной партий?
Финал. Каким предстаёт перед нами композитор?
Слайд 7
Вольфганг Амадей Моцарт-
Австрийский композитор,
капельмейстер,
скрипач-виртуоз,
клавесинист,
органист
Слайд 8
Вольфганг Амадей Моцарт- полное имя Иоган Хризостом Вольфганг
Теофил Моцарт
Слайд 9
Симфония № 40
Моцартовские симфонии – настоящие инструментальные драмы.
Симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора.
Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души.
Слайд 10
Моцарт и
Леонардо да Винчи…
Симфонию №40 Моцарта можно
сравнить с другим величайшим шедевром – «ДЖОКОНДОЙ» Леонардо да
Винчи.
« Этот портрет изображает молодую женщину не то с улыбкой на губах, не то с каким-то особым выражением лица, похожим на улыбку. Но вовсе не радость или веселье выражает это лицо: чувствуется что-то нежное, глубокое и вместе страстное и чувственное в этом удивительном портрете. »
Каждое слово как будто о музыке Моцарта!
Слайд 11
Три части Симфонии-1,2 и 4-я написаны в сонатной
форме
1-я часть начинается с изложения главной партии, трепетной, нежной,
беспокойный.
2-я часть – светлая, ясная и спокойная лирика.
3-я часть – менуэт (таковы построения сонатно-симфонического цикла).Музыка строгая, энергичная и целеустремлённая.
4-я часть – финал. Как 1-я часть.
Слайд 12
Для закрепления
Какая особенность построения отличае главную партию? Что
вносит в содержание музыки противопоставление двух её элементов?
В каком
ладу написана главная партия, а в каком – побочная?
Слайд 13
Серге́й Серге́евич Проко́фьев (1891 — 1953) — пианист и дирижёр, один из
крупнейших композиторов XX века.
Народный артист РСФСР (1947)
Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и
шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952)
Слайд 14
Сергей Прокофьев
Музыка С.Прокофьева – крупнейшего композитора ХХ в.
– разнообразна по содержанию.
Стороны прокофьевской музыки – светлая
лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры.
Творчество Прокофьева прочно связано с традициями прошлого и вместе с тем являются новаторским в области музыкального языка, средств выразительности, приёмов музыкальной драматургии.
Музыкальный почерк – использование особенностей танцевальных жанров, игра тембрами и регистрами
Монументальная кантата – «Александр Невский»
Балеты –
«Ромео и Джульетта»
«Золушка»
Симфоническая сказка- «Петя и Волк»
Семь симфонии
Симфония №1 «Классическая»
В ней сохранена сторогость и логика классический формы XVIII в., и в то же время ёе отличает современный музыкальный язык.
(Музыка – «Золушка»)
Слайд 15
Для закрепления
Как вы думаете, герой Симфонии живёт в
эпоху венских классиков или он наш современник?
Какие из частей
Симфонии построены в сонатной форме?
Какие особенности музыки выдают музыкальный стиль композитора?
Слайд 16
Симфония №5 Л.Бетховена
«Так стучится к нам в дверь
судьба» так Бетховен сказал о начальных тактах своей Симфонии
№5
Сочиняя её, он говорил: «Я схвачу судьбу за глотку»
… и вышел победителем из этой схватки.
Слайд 17
Борьба человека с ударами судьбы
Осознав трагическую для
музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе, сумел преодолеть душевный
кризис и вернуться к творчеству.
Конкретный смысл основного мотива, яркая выразительная Симфонии дают возможность трактовать её как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы.
Четыри части Симфонии представляются как этапы этой борьбы.
Слайд 18
Каждое поколение по-своему трактует смысл симфонии 5
XIX в.,
- видели в герое Симфонии №5 человека в самом
себе черпаю-щего силы и мужество для борьбы с тяжёлой действительностью.
Позже образ Симфонии №5 связывали с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его.
В начале ХХ в., в эпоху социальных потрясений, октябрьского пере-ворота в России, Симфония №5 воспринималось как симфония навис-шего над человечеством рока и напряжённого сопротивления ему. ..
В годы Второй мировой войны (1939-1945) «два такта из Бетховена» - мотив судьбы олицетворяя собой стойкость и мужество, поддержи-вали дух заключённых, попавших в фашистские застенки.
«Через борьбу- к победе», «от мрака- к свету» , «через тернии – к звёздам» - самые значимые идеи Симфонии.
Слайд 19
Для закрепления материала
1 я часть Симфонии. Тема судьбы
– это вызов? Призыв? Предостережение? Как взаимодействуют между собой
две темы 1-й части Симфонии?
2-я часть . Что вносит в развитие действия вариационное развитие двух тем этой части?
Финал . Каков итог развития музыки?
Слайд 20
Франц Шуберт
(1797-1828)
Ф.Шуберт – австрийский композитор.
Творчество композитора называют
романтичес-кого направления в музыке.
С Шуберта началась новая эпоха в
истории немецской вокальной миниатюры.
Он создал более 600 песен.
Благодаря Шуберту появился новый тип -
лирико- драматической симфонии
Симфония №8 2 часть главная
Слайд 21
Симфония № 8 («Неоконченная»)
Симфонию №8 современники назвали «Неоконченной»
потому, что она имела не четыре части, как симфонии
композиторов- классиков , а всего две.
1-я часть написана сонатной форме.
-вступление – это эпиграф сочинения;
-главная и побочная;
-появление темы-эпиграфа.
Симфония №8 2 часть побочная
Слайд 22
Для закрепления
Как композитор передал в своей музыке «жизнь
чувств»?
Какую роль в разработке играют мотивы вступления?
Какие инструменты
озвучивают основные темы Симфонии №8?