Слайд 2
Камерная музыка
Ка́мерная му́зыка (от итал. camera — комната,
палата) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов или вокалистов.
При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет только один инструмент (голос)
Слайд 3
Инструментальные составы камерных ансамблей
Солирующий инструмент (струнный или духовой)
и фортепиано
Фортепианный дуэт (два фортепиано или фортепиано в четыре
руки);
Струнное трио (скрипка, альт и виолончель);
Фортепианное трио (скрипка, виолончель и фортепиано);
Струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель);
Фортепианный квартет (скрипка, альт, виолончель и фортепиано);
Струнный квинтет (струнный квартет + альт или виолончель);
Фортепианный квинтет (фортепиано + струнный квартет)
Слайд 4
По принятой классификации, в понятие «камерная музыка» включаются
дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и
дециметы К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует «камерная опера» Термин «камерный оркестр» прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей
Слайд 5
Существует также понятие камерного оркестра — как правило,
это сокращённый (не более 15-20 человек) состав струнного
оркестра, иногда
с добавлением нескольких духовых инструментов
Камерая музыка может быть написана в любом стиле. Её главное отличие в том, что произведения рассчитаны на небольшое количество
музыкантов. По сути, сама по себе "камерная музыка" — уже и есть стиль.
Слайд 6
Камерная музыка восходит к эпохе средневековья. До конца
16 в. это наименование относили лишь к вокальным жанрам;
с 17 в. оно было
распространено и на инструментальную музыку. В 16—18 вв. термином «Камерная музыка» стали обозначать светскую музыку,
в отличие от церковной (камерная соната, в отличие от церковной сонаты).
Слайд 7
В XIX—XX веках значение камерной музыки как «музыки
для избранных» постепенно отпало, и термин сохранил
смысл как определение
произведений, предназначенных для исполнения небольшими коллективами музыкантов и слушателей.
Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем. Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до
десяти музыкантов, реже — больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей,
например, фортепианное трио, струнный квартет и др.
Слайд 8
Основные исполнители камерной музыки:
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ – 1873-1943гг.
Новгородская губерния
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (Beethoven) – 1770-1827гг. Бонн
ИОГАННЕС БРАМС
(Brahms) – 1833-1897гг. Гамбург
ЖОРЖ БИЗЕ (Bizet) – 1838-1875гг. Париж
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (Bach) – 1685-1750гг. Эйзенах
Слайд 9
Русские композиторы
Огромный вклад в Камерную музыку внесли русские
композиторы. В России распространение камерного музицирования началось в 70-х
гг. 18 в.; первые инструменпальные ансамбли написал Д. С. Бортнянский. Дальнейшее развитие К. м. получила у А. А. Алябьева, М. И. Глинки и достигла высочайшего художеств. уровня в творчестве П. И. Чайковского и А. П. Бородина
Большое внимание уделяли камерному ансамблю А. К. Глазунов и С. В. Рахманинов, а для С. И. Танеева он стал основным. родом творчества. Исключительно многообразно камерное инструментальное. наследие советских. композиторов; его главные линии - лирико-драматическая (Н. Я. Мясковский), трагедийная (Д. Д. Шостакович), лирико-эпическая (С. С. Прокофьев) и народно-жанровая.