Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Связь математики и музыки

Содержание

Авторы проекта: Мячина Екатерина, Попова Екатерина, Носова ДарьяПредставляют: Борисенко Екатерина, Ергашова Анастасия, Видинеева ДарьяРуководитель: Акулова Анна СергеевнаЦель проекта: 1) Расширить свои познания о взаимосвязи музыки и
Математика в музыке Авторы проекта: Мячина Екатерина, Попова Екатерина, Носова ДарьяПредставляют:  Борисенко Екатерина, Ергашова Открытия Пифагора в музыке   Согласно легенде, бог Гермес сконструировал первую Хотя сам он не был музыкантом, именно Пифагору приписывают открытие диатонической шкалы. Как он в действительности нашел решение, нам не известно, но было следующее К первой из них прикрепил вес в двенадцать фунтов, ко Пифагор разработал свою теорию гармонии, работая с монохордом, однострунным инструментом Монохорд Изобретение этого прибора приписывается Пифагору. Он состоит из деревянного ящика, на Монохорд Логарифмы и музыка Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных связях Звуковые соотношенияЕстественно, что на протяжении многих веков люди не знали таких слов, Для воплощения своего открытия Пифагор использовал монохорд – полуинструмент, полуприбор. Под струной Основой музыкальной шкалы – гаммы пифагорейцев был интервал октава. Для построения музыкальной Оказывается, гамму можно построить, пользуясь лишь совершенными консонансами – квинтой и октавой. В гармонии звуков пифагорейцами была воплощена гармония космоса.Идея совершенства окружающего мира владела С помощью этих интервалов он выводит весь звукоряд как мажорного, так и XVIII век открыл новые страницы в истории музыки. Около 1700 года немецкий Для построения гаммы необходимо было разделить ее на красиво звучащие части. Для Чтобы разделить октаву на равные части, потребовался анализ многих традиционных примеров народной История создания равномерной темперации еще раз свидетельствует о том, как тесно переплетаются ТерминологияПоследовательность В математике с понятием последовательность мы встречаемся крайне часто. Обычно цель Особенными последовательностями математики являются прогрессии – арифметическая и геометрическая (впрочем, с понятием В связи с этим нельзя не обратиться к музыкальному понятию квинтовый круг Описанная прогрессия применена в музыке И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. РитмыСлово «ритм» изначально принадлежало музыке, хотя сегодня неудивительно, что оно может быть Математика также заимствовала данное слово. Исследуя математические закономерности и числовые последовательности, часто Следует заметить, что без ритма музыка не смогла бы существовать. Она бы Рациональность и аффектИзучая попытки ученых связать математику и музыку воедино, можно говорить Большие сомнения в простом тождестве аффекта и пропорции возникали достаточно давно. Встречаются Математик из колумбийского университета Дж. Шиллингер в 1940 году опубликовал разработанную им ЗаключениеУченые всего мира изучают поистине интереснейшую проблему взаимосвязи математики и музыки. Таким Результаты Расширили свои познания о взаимосвязи музыки и математики2) Познакомились с открытием
Слайды презентации

Слайд 2
Авторы проекта: Мячина Екатерина, Попова Екатерина, Носова Дарья
Представляют:

Авторы проекта: Мячина Екатерина, Попова Екатерина, Носова ДарьяПредставляют: Борисенко Екатерина, Ергашова

Борисенко Екатерина, Ергашова Анастасия, Видинеева Дарья
Руководитель: Акулова

Анна Сергеевна
Цель проекта: 1) Расширить свои познания о взаимосвязи музыки и
математики
2) Найти и узнать новые исследования Пифагора в музыке
3) Рассмотреть применение математики в музыке
Гипотеза: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет,
сама того не сознавая… »
Краткое содержание работы: 1) Открытия Пифагора в музыке
2) Монохорд
3) Логарифмы и музыка
4) Звуковые соотношения
5) Терминология
6) Рациональность и аффект






Аннотация к проекту


Слайд 3 Открытия Пифагора в музыке
Согласно легенде, бог

Открытия Пифагора в музыке  Согласно легенде, бог Гермес сконструировал первую

Гермес сконструировал первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи.

Если древние китайцы, индусы, персы, египтяне, израильтяне и греки использовали вокальную и инструментальную музыку в своих религиозных церемониях как дополнение к поэзии и драме, то Пифагор поднял искусство до истинно достойного состояния, продемонстрировав его математические основания


Слайд 4 Хотя сам он не был музыкантом, именно Пифагору

Хотя сам он не был музыкантом, именно Пифагору приписывают открытие диатонической

приписывают открытие диатонической шкалы. Получив основные сведения о священной

теории музыки от жрецов различных мистерий, Пифагор провел несколько лет в размышлениях над законами, управляющими созвучием и диссонансом

Слайд 5 Как он в действительности нашел решение, нам не

Как он в действительности нашел решение, нам не известно, но было

известно, но было следующее объяснение:
Однажды, Пифагор

проходил мимо мастерской медника, который склонился над наковальней с куском металла. Заметив различие в тонах между звуками, издаваемыми различными молоточками и другими инструментами при ударе о металл, и тщательно оценив гармонии и дисгармонии, Пифагор получил первый ключ к понятию музыкального интервала в диатонической шкале



Слайд 6 К первой из них прикрепил вес

К первой из них прикрепил вес в двенадцать фунтов, ко

в двенадцать фунтов, ко второй — в девять, к

третьей — в восемь и к четвертой — в шесть фунтов. Эти различные веса соответствовали весу молотков медника

Он вошел в мастерскую и после тщательного осмотра инструментов и оценки в уме их веca вернулся в собственный дом, сконструировал балку, и приделал к ней через равные интервалы четыре струны, во всем одинаковые


Слайд 7 Пифагор разработал свою теорию гармонии, работая с монохордом,

Пифагор разработал свою теорию гармонии, работая с монохордом, однострунным инструментом

однострунным инструментом


Слайд 8 Монохорд
Изобретение этого прибора приписывается Пифагору. Он состоит из

Монохорд Изобретение этого прибора приписывается Пифагору. Он состоит из деревянного ящика,

деревянного ящика, на верхней стороне которого натянуты две струны.

Одна из струн служит только для сравнения тонов, и напряженность ее регулируется посредством колка. Вторая же струна только одним своим концом неподвижно прикреплена к монохорду, другой же перекидывается через блок и натягивается гирею

Слайд 9 Монохорд

Монохорд

Слайд 10 Логарифмы и музыка


Раздумывая об искусстве и науке, об

Логарифмы и музыка Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных

их взаимных связях и противоречиях, я пришел к выводу,

что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека, и что между ними размещается все, что человечество создало в области науки и искусства

Г. Нейгауз.






Слайд 11 Звуковые соотношения
Естественно, что на протяжении многих веков люди

Звуковые соотношенияЕстественно, что на протяжении многих веков люди не знали таких

не знали таких слов, как интервал, гамма, музыкальный строй.

В таком случае возникает вопрос: кто же стоял у истоков построения мажора и минора, аккордов и интервалов? А у истоков стоял не кто иной, как великий математик Пифагор. Его открытие в области теории музыки послужило базой для развития математических пропорций в музыке

Слайд 12 Для воплощения своего открытия Пифагор использовал монохорд –

Для воплощения своего открытия Пифагор использовал монохорд – полуинструмент, полуприбор. Под

полуинструмент, полуприбор. Под струной на верхней крышке ученый начертил

шкалу, с помощью которой можно было делить струну на части. Было проделано много опытов, в результате которых Пифагор описал математически звучание натянутой струны


Слайд 13 Основой музыкальной шкалы – гаммы пифагорейцев был интервал

Основой музыкальной шкалы – гаммы пифагорейцев был интервал октава. Для построения

октава. Для построения музыкальной гаммы пифагорейцам требовалось разделить октаву

на красиво звучащие части. Так как они верили в совершенные пропорции, то связали устройство гаммы со средними величинами: арифметическим, геометрическим, гармоническим


Слайд 14 Оказывается, гамму можно построить, пользуясь лишь совершенными консонансами

Оказывается, гамму можно построить, пользуясь лишь совершенными консонансами – квинтой и

– квинтой и октавой. Суть этого метода состоит в

том, что от исходящего звука, например «до» (3/2)0=1, мы движемся по квинтам вверх и вниз и полученные звуки собираем в одну октаву. И тогда получаем:
(3/2)1 =3/2 – соль,
(3/2)2 /2 =9/8 – ре,
(3/2)3 /2 =27/16 – ля,
(3/2)4 /4 =81/64 – ми,
(3/2)5 /4 =243/128 – си,
(3/2)–1 /2 =4/3 – фа.

Слайд 15 В гармонии звуков пифагорейцами была воплощена гармония космоса.Идея

В гармонии звуков пифагорейцами была воплощена гармония космоса.Идея совершенства окружающего мира

совершенства окружающего мира владела умами ученых и в последующие

эпохи.В первой половине девятнадцатого века И. Кеплер установил 7 основных гармонических интервалов:
2/1 – октаву,
5/3 – большую сексту,
8/5 – малую сексту,
3/2 – чистую квинту,
4/3 – чистую кварту,
5/4 – большую терцию,
6/5 – малую терцию

Слайд 16 С помощью этих интервалов он выводит весь звукоряд

С помощью этих интервалов он выводит весь звукоряд как мажорного, так

как мажорного, так и минорного наклонения. После долгих поисков

гармоничных отношений на «небе», проделав огромную вычислительную работу, Кеплер установил, что отношения экстремальных углов скоростей для некоторых планет близки к гармоническим:
3/2 – Марс,
6/5 – Юпитер,
5/4 – Сатурн.


Слайд 17 XVIII век открыл новые страницы в истории музыки.

XVIII век открыл новые страницы в истории музыки. Около 1700 года

Около 1700 года немецкий органист А. Веркмайстер осуществил гениальное

решение: отказался от совершенных и несовершенных консонансов пифагорейской гаммы… Сохранив октаву, он разделил ее на 12 равных частей.
С введением этого строя в музыке восторжествовала темперация (от лат. - соразмерность)

Слайд 18 Для построения гаммы необходимо было разделить ее на

Для построения гаммы необходимо было разделить ее на красиво звучащие части.

красиво звучащие части. Для её построения, оказывается, гораздо удобнее

пользоваться логарифмами соответствующих частот: log2w0, log2w1… log2wm. Октава при этом перейдет в промежуток от log2w0 до log2 2w0 = log2w0 1, т. е. в промежуток длиной 1

Слайд 19 Чтобы разделить октаву на равные части, потребовался анализ

Чтобы разделить октаву на равные части, потребовался анализ многих традиционных примеров

многих традиционных примеров народной музыки, который показал, что в

ней чаще всего встречаются интервалы, выражаемые с помощью отношений частот:
2/1 – октава,
3/2 – квинта,
5/4 – терция,
4/3 – кварта,
5/3 – секста,
9/8 – секунда,
15/8 – септима.
Эти и другие выводы показали, что музыкальная шкала должна быть разделена на 12 частей

Слайд 20 История создания равномерной темперации еще раз свидетельствует о

История создания равномерной темперации еще раз свидетельствует о том, как тесно

том, как тесно переплетаются судьбы музыки и математики. Рождение

нового музыкального строя не могло произойти без изобретения логарифмов и развития алгебры иррациональных величин. Без знания логарифмов провести расчеты равномерно-темперированного строя было бы невозможно. Логарифмы стали своеобразной «алгеброй гармонии», на которой выросла темперация

Слайд 21 Терминология
Последовательность

В математике с понятием последовательность мы встречаемся

ТерминологияПоследовательность В математике с понятием последовательность мы встречаемся крайне часто. Обычно

крайне часто. Обычно цель при встрече с ними –

отгадать следующее число или символ (поскольку последовательность в математике – упорядоченный ряд символов). Суть – найти закон, которому подчиняется данная последовательность. Например:
991, 19, 10, 1, 1, 1…
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55…

Слайд 22 Особенными последовательностями математики являются прогрессии – арифметическая и

Особенными последовательностями математики являются прогрессии – арифметическая и геометрическая (впрочем, с

геометрическая (впрочем, с понятием прогрессия нередко можно встретиться и

в жизни)

Слайд 23 В связи с этим нельзя не обратиться к

В связи с этим нельзя не обратиться к музыкальному понятию квинтовый

музыкальному понятию квинтовый круг
Квинтовый круг представляет собой логику

создания любой тональности. (Для того, чтобы записать музыку в какой-либо тональности, необходимо знать ее тонику и знаки при ключе. Квинтовый круг реализует данные условия)

Слайд 24 Описанная прогрессия применена в музыке И. С. Баха,

Описанная прогрессия применена в музыке И. С. Баха, В. А. Моцарта,

В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена, что позволяет увидеть

новую грань гениальности композиторов. Тот факт, что такая же прогрессия встречается и в современной русской и зарубежной музыке (практически во всех стилях), не наталкивает на мысль о гениальности, поскольку, проанализировав более 25 самых популярных на сегодняшний день мелодий, можно обнаружить не только прогрессии с разностью в квинту, но и в малую секунду, большую секунду, малую терцию, большую терцию и даже просто списанные друг с друга последовательности аккордов

Слайд 25 Ритмы
Слово «ритм» изначально принадлежало музыке, хотя сегодня неудивительно,

РитмыСлово «ритм» изначально принадлежало музыке, хотя сегодня неудивительно, что оно может

что оно может быть известно человеку совершенно из других

источников. Музыкальный ритм дается как пример, а не как определение. Таким образом, «ритм» можно назвать «интернациональным» в области науки и искусства


Слайд 26 Математика также заимствовала данное слово. Исследуя математические закономерности

Математика также заимствовала данное слово. Исследуя математические закономерности и числовые последовательности,

и числовые последовательности, часто можно обнаружить ритмичность. В частности,

«простейшими» примерами математических ритмов являются периодические дроби

Слайд 27 Следует заметить, что без ритма музыка не смогла

Следует заметить, что без ритма музыка не смогла бы существовать. Она

бы существовать. Она бы просто рассыпалась, так и не

закончив ни одной музыкальной фразы


Слайд 28 Рациональность и аффект
Изучая попытки ученых связать математику и

Рациональность и аффектИзучая попытки ученых связать математику и музыку воедино, можно

музыку воедино, можно говорить об эволюции понимания термина музыка.

Абстрактным было понимание музыки в духе Пифагора и Платона, поскольку оно подразумевало именно математическое описание

Слайд 29 Большие сомнения в простом тождестве аффекта и пропорции

Большие сомнения в простом тождестве аффекта и пропорции возникали достаточно давно.

возникали достаточно давно. Встречаются они и в средние века.

По Декарту способность органов чувств испытывать удовольствие относится к предпосылкам, которые теория музыки должна взять за основу. Она должна учитывать, что форма может быть трудной и разнообразной в той мере, в какой это отвечает естественным желаниям органов чувств

Слайд 30 Математик из колумбийского университета Дж. Шиллингер в 1940

Математик из колумбийского университета Дж. Шиллингер в 1940 году опубликовал разработанную

году опубликовал разработанную им математическую систему музыкальной композиции в

виде отдельной книжечки под названием «Калейдофон». Считают, что Дж. Гершвин, работая над оперой «Порги и Бесс», пользовался той же системой. В 1940 году Эйгор Вилли Лобос, используя описанный способ, превратил силуэт Нью-Йорка в пьесу для фортепиано

Слайд 31 Заключение
Ученые всего мира изучают поистине интереснейшую проблему взаимосвязи

ЗаключениеУченые всего мира изучают поистине интереснейшую проблему взаимосвязи математики и музыки.

математики и музыки. Таким образом, математики и музыканты могли

осуществлять связь миров: опосредованного, материального и духовного, чувственного.
О взаимосвязях математики и музыки можно говорить бесконечно долго, открывая все новые и новые, неожиданные и часто странные, одинаковые определения, понятия и смыслы. Безусловно, в данной работе была освещена лишь небольшая часть того неизведанного огромного мира связи музыки и математики, но мы будем разрабатывать и дополнять наш проект



  • Имя файла: svyaz-matematiki-i-muzyki.pptx
  • Количество просмотров: 193
  • Количество скачиваний: 0