Слайд 2
Цели урока:
Познакомить учащихся с произведением П.И.Чайковского – Увертюра-фантазия«Ромео
и Джульетта»
Объяснить определение понятий композиция, музыкальная драматургия,, закрепить определение
понятий музыкальный образ, увертюра
Развивать умения характеризовать музыкальные образы, способствовать накоплению эстетического опыта слушания произведений
Воспитывать эстетический вкус учащихся. Благотворно воздействовать на духовный мир, нравственность
Слайд 3
После изучения этой темы вы сможете:
Приводить примеры использования
разными композиторами сюжета В.Шекспира «Ромео и Джульетта»;
Выявлять основную идею
и особенности драматургии увертюры- фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»;
Наблюдать за развитием двух контрастных тем увертюры-фантазии
Рассказывать о значении творчества П.И.Чайковского
Слайд 4
Оборудование:
Портреты П.И.Чайковского, В.Шекспира
Фонохрестоматия: увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта»
П.И.Чайковского
Презентация
Слайд 5
Композиция музыкального произведения
Вечные темы
Слайд 7
Петр Ильич Чайковский
1840-1893
«Я желал бы всеми силами
души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей,
любящих её, находящих в ней утешение и опору»
Слайд 8
Что мы знаем о творчестве П.И.Чайковского?
П.И. Чайковский великий
русский композитор
Фортепианный цикл «Времена года», «Детский альбом»
Творчество композитора впечатляет
жанровым разнообразием и богатством воплощенных образов. Оперы и балеты, симфонии и концерты
В историю музыки Чайковский вошел как реформатор жанра балета – «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Слайд 9
Петр Ильич Чайковский
Он создал классические образцы камерных ансамблей,
фортепианной музыки, концерта
(три фортепианных концерта, скрипичный концерт)
Замечательные романсы, симфонические
увертюры, фантазии, сюиты (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»)
Многие сочинения композитора написаны на сюжеты произведений русских писателей: оперы «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама» (А.С. Пушкин), «Черевички» (Н.В.Гоголь)
Слайд 10
Ромео и Джульетта
Одна из бессмертных трагедий выдающегося драматурга
Вильяма Шекспира. К этому сюжету обращалось немало композиторов –
Гектор Берлиоз, Джузеппе Верди и др.
Написать музыку по трагедии В.Шекспира П.И.Чайковскому посоветовал М.А. Балакирев – руководитель музыкального кружка «Могучая кучка»
Слайд 11
«Шекспировское» всегда привлекало П.Чайковского глубоким содержанием и значительными
конфликтами и было близко его натуре известного гуманиста и
борца за счастье человека
Слайд 12
Сюжет «Ромео и Джульетты» полностью отвечал «генеральной линии»
творчества композитора – непременной победе добра над злом, света
над тенью, любви над враждой.
В увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта» эта тема нашла свое совершенное воплощение
Слайд 13
В симфоническом жанре увертюры-фантазии П.И.Чайковский воплощает главную идею,
дух и эмоциональную атмосферу шекспировской трагедии
Слайд 14
Что мы знаем?
Вспомните , что такое увертюра?
Назовите разделы
сонатной формы:
Экспозиция – изложение главной и побочной
тем;
Разработка – развитие тем экспозиции;
Реприза – повторение, обновление главной и побочной темы
Знаком ли вам сюжет трагедии В.Шекспира?
Слайд 15
Содержание трагедии «Ромео и Джульетта» состоит в том,
что родовая вражда разделила две старинные рыцарские семейства –Монтекки
и Капулетти. Юные Ромео и Джульетта, которые принадлежат к разным семьям, влюбились друг в друга. Но их любовь обречена, и они трагически гибнут, не в силах преодолеть межродовые предрассудки.
Слайд 16
П.Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Основной конфликт раскрывается
через две контрастные темы, два музыкальных образа – вражды
и любви
Образ вражды
Образ любви
Слайд 17
Композиция увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта»
Вступление
Музыка напоминает средневековый хорал.
Это образ мудрого монаха Лоренцо, покровителя влюбленных
Экспозиция
Главная тема
вражды – налетает как ураган
Побочная тема – тема любви нежной и беззащитной.
Слайд 18
Композиция увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта»
Разработка
Взаимодействие вступительного хорала
и главной темы ( вражды)
Реприза
Вновь появляется тема любви, которая
звучит широко во весь голос, как Гимн Любви
Заключительные аккорды – резкие и торжественные – напоминают вечный памятник шекспировским героям, чья любовь стала сильнее смерти
Слайд 19
Школьный корабль
слова К.Ибряева музыка Г.Струве
1. И в сентябрьский
день погожий
И кода метет февраль,
Школа, школа, ты похожа
На
корабль, бегущий вдаль.
Припев:
Сейчас наша вахта у школьной доски,
Так, значит, немножко мы все – моряки.
Нам жажда открытий знакома,
Дороги у нас далеки.
Слайд 20
Итоги урока
В чем состоит драматургия увертюры-фантазии «Ромео и
Джульетта»?
На какой раздел сонатной формы приходится кульминация?
Какая сила –
любовь или вражда – побеждает в музыке увертюры?