Слайд 3
Родился 17 февраля 1967 года в г. Кемерово;
1984 г.
- окончил среднюю школу и поступил на филологический факультет
Кемеровского государственного университета, был призван на срочную службу, и после увольнения в запас завершил учебу;
1988-1990 гг. - занимался в студии и играл в университетском театре пантомимы, организовал независимый театр «Ложа», в котором за 7 лет было поставлено 10 спектаклей;
1998 г. - переезд в Калининград. Гришковец представляет в Москве суд свой первый моноспектакль «Как я съел собаку;
После переезда начинает активно гастролировать с театральными работами не только по России, но и по Европе. Кроме пьес, Гришковец пишет книги и записывает музыкальные альбомы.
2006-2007 г. - Гришковец ведет на телевидении свою авторскую передачу — «Настроение с Евгением Гришковцом» на телеканале СТС.
2011 г. - закрытие блога в «Живом Журнале» и начало публикации записей на сайте odnovremenno.com. Туда же перенесён архив записей из «Живого Журнала».
2012 г. - Евгений Гришковец принимает участие в экспедиции под названием «Русская Арктика» в дальнее Заполярье на судне «Профессор Молчанов». Во время экспедиции Е. В. Гришковец ведёт дневник, который в дальнейшем войдёт в книгу «Почти рукописная жизнь».
Весной 2017 Гришковец гастролировал по Соединенным штатам Америки (Нью-Йорк, Бостон, Сан-Франциско, Чикаго, Сиэтл, Торонто), на данный момент вернулся в Россию.
Слайд 5
В 1990 году организовал собственный театр «Ложа»;
В 1998
году впервые играл свой моноспектакль «Как я съел собаку»
для семнадцати зрителей в курилке у буфета в Театре Российской армии в. Через год спектакль был удостоен национальной театральной премии Золотая маска в номинациях «Новация» и «Приз критиков»;
Участвовал в нескольких музыкальных проектах совместно с группами Бигуди и Мгзавреби, а также с Ренарсом Кауперсом;
Слайд 7
Романы
2004 — «Рубашка»
2008 — «Асфальт»
Повести
2005 — «Реки»
2010 — «А…..а»
Эссе
2012 — «Письма к Андрею.
Записки об искусстве»
Пьесы
1998 — «Как я съел собаку».
2005 — «Зима»
2008 —
«Дредноуты»
2009 — «ОдноврЕмЕнно»
2010 — «Сатисфакция»
2014 — «Уик энд»
Сборники
2006 — «Планка»
2007 — «Следы на мне»
2014 — «Боль»
Книги, основанные на дневниковых записях в «Живом Журнале»
2008 — «Год жжизни»
2009 — «Продолжение жжизни»
2011 — «151 эпизод жжизни»
2012 — «От жжизни к жизни»
2013 — «Почти рукописная жизнь»
2014 — «Одновременно: жизнь»
Слайд 8
Литературные
и другие
премии
Слайд 9
1999 г. Гришковец удостоен премии "Антибукер" за наброски
к пьесам "Зима" и "Записки русского путешественника".
2000 г. "Золотая
маска" в двух номинациях - "Новация" и "Приз критики" и Национальная премия "Триумф".
13 марта 2004 г. Показ всех моноспектаклей Евгения Гришковца в один день фестиваля "Золотая маска" внесен в книгу рекордов Гиннесса.
1 сентября 2004 г. Роман "Рубашка" признан дебютом года. Книга вошла в "длинный список" Букера.
11 сентября 2007 г. Премия Евгению Гришковцу "Русский бриллиант" в номинации "Исключительность".
Слайд 10
Литературное направление и жанровое своеобразие
Слайд 11
Евгений Гришковец является одним из ярких представителей миддл-литературы.
Его литературное творчество относится к направлению постмодернизма, а некоторые
исследователи (О. Маслова) пишут о его произведениях как о «наивном реализме».
Многие творения Евгения Гришковца с трудом могут быть отнесены к определенному жанру. Например, в одном из исследований жанр произведения «Реки» определяется как «что-то среднее между повестью, эссе, мемуарами, поэмой и прозой».
Слайд 13
Главной особенностью творчества Гришковца является ее автобиографичность. Автор
всегда опирается на жизненный опыт, личные переживания, и в
этом заключается его привлекательность для читателя. Искренность и честность – главные качества героя Гришковца.
Литературный прием, используемый Е. Гришковцом, называется «поток сознания»: автор подмечает мельчайшие детали, мимолетные мысли. Все это приобретает формат дневниковых записей и вырастает в целое произведение, в котором автор рассуждает о самом главном.
Темы, избираемые писателем близки каждому человеку, они не нуждаются в объяснении. Е. Гришковец пишет о том, «как мы мечтаем выспаться, о том, как провинциалы мечтают уехать в Москву, о том, как мы можем спокойно провести свой отпуск в душном летнем городе, о том, как у сильных людей падает планка».
Важным для стиля писателя является нарочито простой язык изложения, близкий к разговорному. Кроме того творчество Е. Гришковца «звучит», голос автора буквально можно услышать на его спектаклях.
Слайд 15
«В свое время Евгений Гришковец открыл для читателя,
а после присвоил и полностью выработал тему трогательной неловкости
и спонтанной искренности».
Галина Юзефович "Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе
«... есть в творчестве Гришковца еще один секрет — одновременно и более сложный, и более простой. Гришковец легко, буквально шутя сознается в тех чувствах и поступках, которые при всей их универсальности и повсеместности мало кто из нас захочет признать своими».
Галина Юзефович
Повесть о маленьком человеке, 2006.
«Если хотя бы “влегкую” рассмотреть роман в контексте истории мировой литературы в целом, то получается, что все в нем — сплошной литературный second hand. Даже иногда неловко за вторичность текста. Словно перед нами не Гришковец, а Децл, с серьезным видом поющий о том, что “бог все-таки есть”. Полная литнаивность».
В. Елистратов "Между “!!!!!!!!!” и стариком Хэмом" рецензия на книгу "Рубашка, Знамя, 2005, 2.
+
-
Слайд 17
«Этой ночью я понял, что любовь не может
быть ни счастливой, ни несчастливой. Она невыносима в любом
случае».
Рубашка, 2009
«Жизнь — это тебе не супермаркет, дружище. Любовь найти нельзя. Её можно только встретить».
Асфальт, 2008
Слайд 19
О службе во флоте: «Поначалу казалось, что служил
зря, теперь я играю спектакль "Как я съел собаку",
где рассказываю о своей службе. Этот спектакль очень многое определил в моей жизни, выходит - служил не зря».
О писательском труде: «...текст сочится через ручку очень медленно, а там в это время шевелятся мозги… То есть буквально не хватает скорости, и нужно еще удерживать объемы, чтобы они не ушли, не стерлись, не завис внутренний компьютер и так далее».
О чтении: «Думаю, что значительную, могучую литературу ежедневно читать невозможно: душа устаёт. В ежедневное чтение не верю и не считаю это глубоким».
О родине небоскребов: «... на нашем континенте не мог родится небоскрёб. Он мог родиться только там, в Америке. И даже не из экономических соображений. Наш континент горизонтальный. А у Американцев континент вертикальный».
Слайд 21
Спектакли
1998 год — «Как я съел собаку».
1999 год — «ОдноврЕмЕнно»,
«Зима», «Записки русского путешественника».
2001 год — «Город», «Планета», «Дредноуты».
2003 год — моноспектакль «Как
я съел собаку» выпущен в виде аудиокниги.
6 октября 2003 года — премьера спектакля «Осада» в Москве.
Май 2004 года — Венский фестиваль, спектакль «Дядя Отто болен».
2005 год — «По По» (третья редакция написанной ещё во времена «Ложи» пьесы).
2009 год — «Дом» (в соавторстве с Анной Матисон).
Май 2009 года — премьера спектакля «+1».
28 сентября 2012 года — премьера спектакля «Прощание с бумагой».
1 марта 2015 года — премьера спектакля «Шёпот сердца».
Музыка
Дискография
2003 — Сейчас
2004 — Петь
2006 — Секунда (макси-сингл)
2007 — Секунда
2010 — Пусть песня доиграет (макси-сингл)
2010 — Радио для одного
2013 — Ждать Жить Ждать
Роли в кино
2002 — «Азазель» — Ахимас Вельде
2003 — «Прогулка» — Сева
2005 — «Не хлебом единым» — следователь
2005 — «В круге первом» — Галахов, писатель
2008 — «Тринадцать месяцев» — Штейн
2009 — «Московский фейерверк» — бригадир таджиков Амак
2009 — «Окна» — Александр Семёнович
2010 — «Сатисфакция» — Александр Григорьевич Верхозин, крупный бизнесмен
2016 — «Разбуди меня» (документальный фильм) — Голова
2016 — «Частица вселенной» — отец Иоанн
Слайд 22
Место автора
в образовательном пространстве
Слайд 23
Творчество Евгения Гришковца может быть включено в образовательный
процесс современных школьников в рамках программы по литературе. Предпочтительно
знакомить школьников с произведениями писателя в старших классах. Школьникам будет интересно не только творчество Гришковца, их заинтересует его личность.
Формат, в котором создавались некоторые произведения автора (ЖЖ, блог), близок современному школьнику и понятен ему. Герои произведений смогут привлечь детей своей искренностью, манера повествования - доверительным тоном. Проблемы, о которых пишет Гришковец, могут быть близки подростку. «Гришковец любит изображать взросление, становление, духовный рост своих персонажей, их стремление к самопознанию и саморазвитию».
Слайд 24
Кроме того, деятельность Евгения Гришковца не ограничивается только
писательским трудом, его занятость в различных сферах (театр, кино,
музыка), а также активность в медиапространстве помогут привлечь внимание молодого поколения. На странице сайта odnovremenno.com. можно читать, смотреть и слушать Гришковца.
Слайд 25
Список литературы
Сенчин Р. Рассыпанная мозаика. Рассказ в прозе
тридцатилетних // Континент. — 2006. — № 130.
Белова
Ю. Евгений Гришковец и миддл-литература в оценке современных критиков // Филологические науки – 2016. – № 7. – С. 13-17.
В. Елистратов "Между “!!!!!!!!!” и стариком Хэмом" рецензия на книгу "Рубашка, Знамя, 2005, 2.
Юзефович Г. Повесть о маленьком человеке, 2006. URL: polit.ru/article/2006/04/18/grishkovetz/
odnovremenno.com
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гришковец,_Евгений_Валерьевич
www.labirint.ru/authors/12159/