Слайд 2
Донская земля, как любая настоящая мать, с большой
буквы, принимает на свои просторы людей со всего света.
Так есть сейчас и так было сто, двести и даже тысячи лет назад. Не все понимают её доброту, пользуются её любовью, разрушая природу и исторические ценности этого древнего легендарного края.
Слайд 3
Стоянки древнего человека.
В Ростовской области обнаружено несколько
стоянок древнего человека палеолитического и неолитического периода. К стоянкам
палеолитического периода относится "Каменная Балка" (восточная окраина х. Недвиговка, Неклиновского района). Здесь обнаружены культурные слои деятельности человека примерно от 20000 лет назад, до 12000 лет назад.
Слайд 4
Стоянка Юловская (Сальский район, берег Весёловского водохранилища), здесь
найдены кремниевые отщепи, остатки костра, костей животных и рыб.
Радиоуглеродный анализ показал, что данная стоянка существовала 16463 лет назад. Как предполагают учёные и этому есть геологические доказательства, во времена палеолита и позднего палеолита В Ростовской области был огромный пролив между Чёрным и Каспийским морями. Для древнего человека это было огромное труднопреодолимое препятствие на его пути.
Слайд 5
Характерный пример стоянки неолитического времени мы можем наблюдать
между станицами Пухляковской и Раздорской, называется Раздорская II. Обнаружили
её в 80 годах двадцатого столетия. Здесь присутствует ярко выраженный полтора метровый культурный слой, что говорит о постоянстве проживания племени древнего человека. Найдено много каменных изделий орудий труда, костей рыб и животных. На стоянке Раздорская II жили рыболовы, вероятнее всего они умели делать лодки из дерева. Об этом можно судить по найденным каменным инструментам: тесла, стамески, топоры, долота, гарпуна и грузил для рыбного промысла.
Слайд 7
Древняя ямная культура на Дону. Скифо-сарматский период.
Трудно сказать
являются ли представители племён древних стоянок предками ямной культуры
или же ямники были самыми первыми кочевниками, пришедшими на Донскую землю. Название ямной древней культуры происходит от способа погребения. Представители данной общности жили в период неолита, примерно 4000-3000 лет до нашей эры. Очень мало сохранилось поселений (возможно что поселения надо ещё найти и открыть), в основном всю информацию учёные берут из курганных находок. Именно захоронения ямной культуры на курганах являются самыми первыми. Курганы ямной культуры небольшие до трёх метров, иногда имеют на склоне ров или обкладку камнем. Но за ними пришли катакомбники и племена срубной культуры. Много споров идёт об отношение киммерийцев к катакомбникам и срубникам. Некоторые исследователи считают их прародителями культуры викингов. К недоказанным гипотезам можно так же отнести существование свободного воинственного племени амазонок.
Слайд 9
Памятниками древнего времени в Ростовской области являются курганы,
их много и маленьких и больших. Они словно раскиданы
по территории области в хаотичном порядке, но многие исследователи, называя их степными пирамидами, находят их закономерное местоположение. Есть большие курганы, которые служили наблюдательными пунктами и своеобразным способом оповещения. В случае беды на них разжигали огромные костры.
Слайд 10
Из курганных захоронениях мы узнаём о жизни древних
кочевых племён скифов, господствующих в донской степи в доантичное
и античное время. Немаловажной вехой в истории Донского края можно считать греко-сарматский торговый союз. В это время на Дону появляются укреплённые городища, ведущие бойкую торговлю с Грецией, северными варварами и племенами кочевников. Трудно представить, что только в районе Ростова-на-Дону существовало до 6 городищ. Так же славится городище этого периода, известное всему миру, как музей под открытым небом - Танаис. Ирано-язычные племена кочевников, одни за другими принимали власть в степи в свои руки и создавали военные союзы, пугающие своей мощью Грецию, Византию и даже Рим.
Слайд 12
Временные поселения скифов. Кочевники степей, Хазария и казаки.
Аланы,
готы, гунны, печенеги, половцы, мадьяры, булгары и татаро-монголы прошли
по донской степи, частично ассимилируясь в местном население. Пылали городища и селения, потом некоторые из них снова и снова отстраивали, другие навсегда забывались. Удивительным в истории Ростовской области является раннее средневековье, когда Хазарский Каганат создал мощное государство, полностью контролирующее торговые пути, включая и шёлковый путь. Были построены по берегам Дона, Сала и Маныча сеть крепостных городищ. Широко развивалось земледелие и виноградарство. Параллельно Хазарии набирает свою государственную мощь и Киевская Русь.
Слайд 14
Дикое поле, так называли наши места жители Киевской
Руси, потому что гуляли по ним орды кочевников, грабя
славянские селения. Долгое время вход в Азовское море контролировала Османская империя. Главной вехой в истории Донского края является возникновение казачества на Дону и его закрепления, как воинской силы и государственной власти. Есть несколько гипотез, откуда пошли казаки. Это и остатки татаро-монгольских орд, к которым примыкали беглые крестьяне, и хазары, ассимилировавшиеся с русскими, называемые бродниками, но главное открытие дают последние археологические раскопки. Из них мы узнали, что на рубеже с 8-15 век на территории Донского края существовали славянские поселения.
Слайд 15
Городища Маныча.
К сожалению, древняя история Ростовской области
мало изучена. Не хватает рук, средств и времени. Археологи
успевают проводить лишь спасательные работы, из них мы и узнаём много нового и уникального о нашем крае.
Казачьи поселения Дона.
Донские казаки известные во всём мире, потомки местных племён со времён скифо-сарматских культур и беглых крепостных крестьян, разбойников, вольного люда и просто авантюристов, искавших лёгкой, но насыщенной приключениями жизни. Их можно смело связывать с салтово-маяцкой культурой и культурой бродников. В отличие от древних городищ, казачьи поселения Дона, были малоприметные и имели временный характер.
Слайд 17
Зимовники.
Согласно данным официальной истории первые поселения казаков на
Дону возникли в 16 веке. Это были своеобразные зимовники, где
казаки могли оставлять своим семьи. Жили люди в землянушках, обмазанных глиной или юртах. Постепенно такие поселения становились более оседлыми, их уже называли казачьими городками. Окружали оборонительным валом, рвов и тыном (ограждением).
Слайд 18
Казаки были свободным народом и Московские князья не
могли ими управлять, а лишь со стороны наблюдали, как
формируются новые поселение и увеличивается их численность, за счёт беглых крестьян. Но в то же время казаки никогда не отказывались от России и всячески искали с ней пути объединения и взаимопомощи. К концу 16 века казачество представляет опасность для татаро-монгольских улусов, османской империи и крымского ханства.
Слайд 19
Таинственная культура бродников.
Первые поселения.
Самые первые казачьи поселения
Дона образовались между современными станицами Цимлянской и Черкасской, а
в 17 веке заселяются и северные районы Ростовской области. Первым центром казачьего дона считается городок Раздорский. Здесь первоначально располагался атаманский пункт, здесь решалось всё о военных походах. Затем центр казачества перенесли в городок Монастырский и окончательно в Черкасский. Жили казаки артелью по 10-20 семей и всем, что есть у каждого делились поровну и делали всё сообща. Поймали рыбу, поделили, настреляли дичи, опять же поделили.
Слайд 20
Интересно то, что первые казаки не связаны с
лошадьми и не являлись конными воинами. Они больше пользовались
малыми судами и по рекам добирались до вражеских поселений и грабили их. А Московские цари со стороны смотрели, как казаки тревожат османскую империю и потирали от удовольствия руки. В 1570 году казаки и российский Иван Васильевич составляют своеобразный договор, с этого времени, начинается выплата им жалования за государеву службу.
Слайд 21
Феодальное государство Хазария.
Донское казачье войско.
Начиная с 17
века, когда городок Черкасский был утверждён как "главное войско",
каждый год на кругу казаки выбирают единого атамана. Он решает вопросы войны набегов, делит государево жалованье, вершит ссуд, мирит и наказывает своих подчинённых. В отдельных городках и даже селениях были свои атаманы. Но, не смотря на атаманскую власть важные вопросы, решал круг, а на нём любой казак мог высказать своё мнение и вынести предложение.