Евгений Львович Шварц
1896-1958
Слайд 3
Жил на свете весёлый сказочник
Евгений Шварц…
…В самые темные
годы
От сказочника – поэта
Мы столько вдохнули свободы,
Столько видели света.
Он был похож на римлянина. Гордо посаженная голова, великолепный нос, атлетическое сложение… Среди щедрот житейских судьба наградила его острым и пытливым умом и редким даром рассказчика.
Слайд 4
Когда маленького Женю спросили,
кем он хочет быть, тот выпалил: «Романистом!»,
забыв слово «писатель».
А когда Женя дорос до Евгения, родители отправили его в Москву изучать перспективную профессию юриста.
В том, что будущего юриста занесло в сказочники, на самом деле нет ничего необычного. Подобную карьеру сделали и другие несбывшиеся юристы — Шарль Перро, братья Гримм, Гофман.
Я буду писателем!
Слайд 5
В бурные годы революции и гражданской войны
Евгений предаётся актерскому ремеслу —
сначала в Ростове-на-Дону, затем в Петрограде. Шварц по-настоящему попал в литературу поздно. «Из уважения я подходил к литературе на цыпочках», - признался он потом.
Люди искусства казались ему "небожителями", и даже обретя славу, Е.Шварц боялся назвать себя святым словом "Писатель".
Слайд 6
Принесли славу Евгению Шварцу сказочные пьесы. Взрослые сказки
– идеальная форма,
в которой Шварц мог проявить все свои таланты и жизненный опыт. "Взрослая сказка на современные темы" — что могло быть лучше и "легче"…
«Голый король»
«Дракон»
«Тень»
Слайд 7
Открыл "взрослые сказки" Шварца режиссер Театра комедии Николай
Павлович Акимов.
Благодаря Акимову Евгений создает четыре великие сказки-пьесы, обессмертившие его имя: "Голый король", "Тень", "Дракон" и "Обыкновенное чудо".
В 1949 году за "формализм в искусстве" Акимова отстраняют от руководства театром. Его возвращение в 1956 году ознаменовалось постановкой "Обыкновенного чуда".
Слайд 8
"Обыкновенное чудо" – самое личное, исповедальное произведение Шварца,
сочинение которого заняло десять лет (1944-1954).
Название менялось
несколько раз: "Медведь", "Веселый волшебник", "Послушный волшебник", "Безумный бородач", "Непослушный волшебник". Пока, наконец, не получилось изящно и просто – "Обыкновенное чудо".
Слайд 9
Человек перед занавесом, а по сути, сам автор,
говорит: «Обыкновенное чудо» – какое странное название!
Если чудо – значит, необыкновенное! А если обыкновенное – следовательно, не чудо.
Разгадка в том, что у нас речь пойдет о любви. Юноша и девушка влюбляются друг в друга – что обыкновенно. Ссорятся – что тоже не редкость. Едва не умирают от любви. И наконец сила их чувства доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса, – что и удивительно и обыкновенно.
О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку».
Слайд 10
Сказителем в «Обыкновенном чуде» является Хозяин (Волшебник). Два
смысла вкладывает Е.Л.Шварц в слово «Хозяин»: первый — Хозяин
усадьбы, где происходит действие пьесы-сказки; второй — Хозяин сказки, т.е. её творец, синонимом ему является слово «Волшебник».
Слайд 11
В Волшебнике узнается ОН САМ, в жене волшебника
– Екатерина Ивановна Шварц.
Пьеса была написана
о ней и для неё.
Она любила его не за пьесы – и это он, как ни странно, ценил особенно.
Именно к ней были обращены его последние слова: «Катя, спаси меня». Он был уверен, что она может спасти его от чего угодно, – и не без основания: внутренней силе и цельности этой женщины мог позавидовать иной мужчина.
Слайд 12
Первый монолог Хозяина — о любви к жене:
«Она идет! Она! Её шаги… Пятнадцать
лет я женат, а влюблён до сих пор в жену свою, как мальчик, честное слово так! Идёт! Она! Вот пустяки какие, сердце бьётся так, что даже больно… Здравствуй, жена, здравствуй! Давно ли мы расстались, часик всего назад, а рад я тебе, будто мы год не виделись, вот как я тебя люблю…»
Слайд 13
Сюжет сказки оригинален. В уютном доме живут Волшебник
и его жена. Волшебник шалит
по мелочам: землетрясениями сбивает масло и ураганами таскает домой мебель и перламутровые пуговицы. Но однажды шутки ради он превращает медведя в прекрасного юношу. Эдакое волшебство наоборот.
Слайд 14
Шалость приводит в дом Волшебника нескучных гостей, между
которыми происходят любовь, соперничество, дружба, ссоры, непонимание и, конечно,
обыкновенные чудеса. Расколдовать Медведя может только поцелуй принцессы. Вы думали настоящая сказка обойдется без прекрасной принцессы?
Слайд 15
Причём принцесса, вопреки уверениям и ожиданиям Медведя и
Волшебника, оказывается очаровательной и доброй девушкой, так непохожей на
прочих избалованных принцесс. Конечно, молодые люди влюбляются друг в друга. Не смея признаться девушке, Медведь бежит от нее. Она за ним. И оба - от любви. Что же окажется сильнее - любовь или волшебство?
Слайд 16
Пьесу ставили во многих театрах страны -
и каждый раз с неизменным успехом.
Сказка «шагала» по сценам Германии, Израиля, США, Польши, Чехословакии и многих других стран. Шварц оказался и кинематографичен. Первая экранизация оригинальной пьесы драматурга «Обыкновенное чудо» была поставлена режиссерами Э. Гариным и Х. Локшиной в 1964 году, но успехом у зрителей она не пользовалась.
Слайд 17
Кино на все времена
В 1978-м году Марк Захаров
снял экранизацию пьесы Евгения Шварца "Обыкновенное чудо.
В своем фильме М. Захаров собрал целое созвездие актеров – Олега Янковского, Александра Абдулова, Евгения Леонова, Андрея Миронова, Евгению Симонову и многих других.
Спустя два с лишним десятка лет после съёмок Александр Абдулов сказал:
"Я не знаю, что это, – сказка, притча, легенда, миф? Это такой отдельный кинематограф, который изобрёл Марк Захаров".
Слайд 18
Кино на все времена
У Захарова Волшебник (которого замечательно
сыграл Олег Янковский) – это драматург, творец, литератор. Он
пишет пьесу, как жизнь. Или жизнь, как пьесу. Это его творческий акт. Таким образом, волшебством оказывалось само творчество…
Слайд 19
Творческий талант Сказочника в каждом слове.
Вот крылатые фразы короля-самодура.
* Чувствую
смутно, случилось что-то неладное, а взглянуть в лицо действительности нечем.
* Просьбу выполним, тем более, что я могу подслушать у замочной скважины.
* Моя дочь поступает, как все нормальные люди! У неё неприятности - она палит в кого попало! Растёт дочка!
* Может, никакой любви нет на свете? Может, у принцессы ангина, а я мучаюсь!
Слайд 20
Кино на все времена
Прошли годы, а «Обыкновенное чудо»
продолжают любить и взрослые, и дети. Секрет фильма прост:
мы можем искать чудеса между строк книжек с красивыми картинками и в фильмах студии Disney, а они тем временем просто случаются совсем рядом. Не с избранными, а с каждым.
Слайд 21
Чудо чудное – любовь!
А самое чудное Чудо -
это любовь, и не нужно быть медведем, волшебником или
принцессой, чтобы понять это.
Трогательная история одного поцелуя, знакомая многим с юношеских лет, раскрывает глубину и непредсказуемость настоящих чувств, волшебства откровенности, юности и неискушенности.