Слайд 2
О произведении
Произведение «Выстрел» написано вБолдино осенью.
Работу над
«Выстрелом» Пушкин окончил 14 октября 1830 года.
Повесть имеет сложную
структуру. В ней участвуют три рассказчика: подполковник, граф и Сильвио.
Повесть состоит из двух частей. В центре каждой – выстрел на дуэли.
Каждый из двух эпизодов прерванной дуэли оставил памятник: простреленная фуражка Сильвио – памятник поединка; картина в кабинете графа – памятник последней встречи.
Первая часть посвящена личности главного героя – Сильвио.
Во второй части «Выстрела» центральной фигурой является граф.
Слайд 3
Образы двух противников (Сильвио и графа) во многом
похожи. Оба сочетают в себе «молодость, ум, красоту, веселость
самую бешеную, храбрость самую беспечную».
Причина зависти Сильвио таится в бедности и не столь знатном происхождении.
Рассказчик представляет нам Сильвио как романтического героя.
Сильвио около тридцати пяти лет, не являясь военным, общается только с ними, живет расточительно и скудно одновременно, виртуозно стрелял, всегда, из любого положения, попадая в цель.
Сильвио - природный лидер. Направленность его личности - постоянный конфликт с другими за право считаться лучшим в военном деле, в дуэлях, в успехах у женщин. Он мужчина полигамный и доминантный. Такие не созданы для семьи, они не привязаны к другим радостям жизни и бескомпромиссны в своих взглядах.
Слайд 4
Его дом постоянно открыт для военных, им неизменно
предоставляется обед из нескольких блюд, приготовленный слугой Сильвио.
Стены и
потолок дома изрешечены пулями настолько, что напоминают пчелиные соты.
Сильвио каждый день упражняется в меткости стрельбы.
Он действительно пользуется неоспоримым авторитетом у своих гостей- офицеров.
Сильвио проницателен, бесстрашен, щедр с друзьями.
Граф был красив, умен, богат, остроумен, удачлив во всех делах.
Сильвио считал, что граф занял его место, поэтому он не принимал никаких знаков дружбы или примирения от графа.
Сильвио нарочно искал с ним ссоры.
Нагрубил графу на балу.
дуэль.
Право первого выстрела выпало графу. Он попал в фуражку
героя.
Граф вел себя спокойно и непринужденно, ел черешни в ожидании своей участи.
Дуэль не доставляет графу никакого дискомфорта или угрызения совести.
Сильвио больше всего хотел задеть своего соперника, сделать ему больно, чтобы тот мучился духовно.
За Сильвио остался его выстрел.
дуэль.
Противники опять бросали жребий, первым опять стрелял граф.
Его пуля
пробила картину.
Для Сильвио главным было не просто причинить зло обидчику, а увидеть его страх, растоптать, унизить его, показать свое превосходство. Он достиг своей цели. Поэтому стрелять ему было уже не обязательно.
Слайд 7
Сильвио погиб в Греции, где он возглавлял освободительный
отряд.
Сильвио – романтический герой, но основная суть его характера
– реалистическая.
В начале повести подчеркивается равнодушие соперника Сильвио. В финале же заметно его смятение.
Понимание чести перевернуто для Сильвио с ног на голову.
Рассказы Сильвио и графа более живые, чем речь рассказчика. Кроме того, Сильвио рассказывает более богатым литературным языком. В его речи много коротких предложений, он передает действие, а не просто описывает его.
Слайд 8
Произведение реалистично, с элементами автобиографии поэта.
Сильвио имеет свой
прототип. Это – известный дуэлянт и широко образованный лингвист
Липранди, с которым Пушкин познакомился во время ссылки в Кишиневе.
Эпизоды с простреленной фуражкой и ягодами черешни под дулом пистолета – факты из биографии самого Пушкина. Дуэль в Кишиневе с Зубовым.
На счету Пушкина около тридцати поединков. Он прекрасно стрелял, с двадцати шагов всаживал очередную пулю в предыдущую.