Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему к уроку литературы по повести В. Тендрякова Хлеб для собаки

Содержание

Русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне.
Владимир Федорович Тендряков 1923 – 1984Бордиян Андрияна Фёдоровна,учитель русского языка и литературыМБОУ «Бутовская СОШ № 1» Русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему «Хлеб для собаки»СюжетСмысл названия рассказаПроблемы рассказаАвторское мировоззрение (позиция) Совесть — это «...внутреннее сознание добра и зла... способность распознать качество поступка; В рассказе «Хлеб для собаки» В.Тендряков обращается к проблеме совести. Автор решает Уже много лет человек ведет спор с самим собой — время ли В сложнейшей ситуации, пережить которую оказался не в силах взрослый человек — Проблема счастья	Счастье — это не внешняя красота, а внутреннее спокойствие, которое дарит Почему размышления о жестокой правде жизни – ужасе насилия и обмана - Рассказывая историю своего детства, изо всех воспоминаний о нем автор выбирает события, Проанализируйте подборку цитат из текста рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Найдите Размышления героя 1) Он лежал перед нами... плоский костяк в тряпье, череп Отношение автора к героюВыявляется в соотнесении подробного описания внешности голодающего, признания героя Размышления героя 2) Я вставал из-за стола. Не потому ли в привокзальном Отношение автора к героюАвтор передает сомнения героя, связанные с его размышлениями о Размышления героя 3) Я сыт, очень сыт — до отвала. Я съел Отношение автора к герою3) Автор показывает, как в чувствах героя продолжает накапливаться Размышления героя 4. Я не должен есть свои обеды один.	 Я обязан Отношение автора к герою	Автор подчеркивает, что решение, принятое героем, — «протянуть руку» Размышления героя 5) 	Я стоял и разглядывал хлеб в руке. Кусок был Отношение автора к героюАвтор показывает уже не борение героя с самим собой, Размышления героя Я стоял перед ними и прижимал к груди холодный кувшин Отношение автора к герою7)	Автор очень сочувствует своему герою, показывая отчаяние, которое охватило Размышления героя 8)	Наверное, моя истерика была воспринята доходягами как полное излечение от Отношение автора к герою	Автор подчеркивает неоднозначность чувств героя: мальчик хочет, как и Размышления героя 9)	Я, кажется, нашел самое, самое несчастное существо в поселке. Слонов Отношение автора к герою	Автор вкладывает в уста героя самопризнание — «дурачок вроде меня», Размышления героя 10)	Воспитанная голодной улицей, могла ли она вообразить себе такого дурака, Отношение автора к герою	Автор понимает, что ситуация для героя безвыходна, и, может Герой прямо говорит о том, что он пошел по пути компромисса — Тендряков ставит вопрос очень жестко: какой будет судьба человека, однажды позволившего себе
Слайды презентации

Слайд 2 Русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных

Русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной

проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о

жизни в деревне.

Слайд 3 «Хлеб для собаки»
Сюжет
Смысл названия рассказа
Проблемы рассказа
Авторское мировоззрение (позиция)

«Хлеб для собаки»СюжетСмысл названия рассказаПроблемы рассказаАвторское мировоззрение (позиция)

Слайд 10 Совесть — это «...внутреннее сознание добра и зла...

Совесть — это «...внутреннее сознание добра и зла... способность распознать качество

способность распознать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и

добру, отвергающее ото лжи и зла...» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка)
Совесть — это умение осознать, что ты поступил плохо.
Совесть — это качество души каждого человека. Совесть диктует человеку поступки, искупающие его вину.
Говорят: заговорила совесть. Значит, совесть — это что-то живое, действующее.
Совесть — это высший личный судья человека. А человек, у которого есть совесть, — это тот человек, который даже тогда, когда его никто не видит, поступит точно так же, как если бы на него посмотрел весь мир. Это умение не идти на компромисс с самим собой в выборе между добрым и злым, умение никогда не делать противное себе, хотя так было бы намного легче.
Совесть — это чувство человека, которое контролирует отношения между людьми. Совесть заставляет человека посмотреть на свои поступки со стороны. Это внутренний контролер, помогающий человеку сделать правильный выбор.


Слайд 12 В рассказе «Хлеб для собаки» В.Тендряков обращается к

В рассказе «Хлеб для собаки» В.Тендряков обращается к проблеме совести. Автор

проблеме совести. Автор решает эту проблему, используя жизненный материал

— детские воспоминания об одном из самых страшных периодов в истории России — голоде 1933 года. Обращение к этой форме и к 1 лицу повествования говорит о попытке автора осознать степень своей вины и ответственности за происшедшее.
Название рассказа имеет метафорическое, переносное значение, указывающее на то, что подоплекой событий, ставших основой сюжета, становятся размышления автора о времени и человеке и том нравственном законе, соблюдение которого формирует суть и смысл личности каждого из нас. Закон этот — совесть.
У героя рассказа Тендрякова, десятилетнего мальчика Володи Тенкова совесть является мощнейшим стимулом к действию, то есть к выбору поступка, смысл которого не тяготил бы его ношей собственной вины за содеянное.

Слайд 13 Уже много лет человек ведет спор с самим

Уже много лет человек ведет спор с самим собой — время

собой — время ли виновато в том, что человек

часто идет против своей совести, или все-таки сам человек виновен в этом? Тендряков дает однозначный ответ на этот вопрос: при всех смягчающих вину обстоятельствах за любой свой поступок отвечает только человек, ибо только ему одному даровано знание о себе — то знание, которое мы сопоставляем с понятием «совесть». При любых условиях оно побуждает человека совестливого вдумываться в ход времени, вслушиваться в те его сигналы, которые оно, время, подает человеку.
В структуру повествования Тендряков вводит определенную систему символических обозначений времени, чтобы погрузить читателя не только в исторический, но и в философский аспект бытия — с тем, чтобы помочь понять ему его собственное «я».
(поиск человеком собственного «я» в потоке времени»


Слайд 14 В сложнейшей ситуации, пережить которую оказался не в

В сложнейшей ситуации, пережить которую оказался не в силах взрослый человек

силах взрослый человек — начальник станции, мальчик делает выбор

не между человеком и собакой, а между возможностью или невозможностью оставаться человеком, заслуживающим хотя бы толику уважения к себе самому. В этом самоуважении — залог его возможного, но, скорее всего, недостижимого счастья.



Слайд 15 Проблема счастья
Счастье — это не внешняя красота, а

Проблема счастья	Счастье — это не внешняя красота, а внутреннее спокойствие, которое

внутреннее спокойствие, которое дарит герою «загадочно-пепельный сумрак» раннего утра;

в эти мгновения мальчик не думает о том, что несет ему наступающий день; душа его безмятежно спокойна, гармония единения его с окружающим миром не нарушена ни единым грубым звуком или тревожащим взгляд цветом — все просто и давно знакомо: синица, скворец, кукушка, их попискивание, пение «под соловья», кукование — обещание долгой жизни.
Счастье — в ощущении факта своего собственного существования в этом милом, привычном душе и сердцу мире; это лад внутри тебя самого.
Автор утверждает, что ребенок должен жить по законам детства, главным из которых является ощущение счастья только от того, что ты живешь.
Но реальная жизнь такова, что стать в ее условиях счастливым, жить в гармонии с собой и миром оказывается невозможным. Автор показывает это, выстраивая композицию, в которую включено описание уютного утра, таким образом, что оно «вставлено» в рамку страшных подробностей реальной жизни: счастливому утру предшествуют нелегкие раздумья мальчика о том, можно или нет считать врагом умирающего от голода «куркуля», — может быть, именно эти раздумья и не дают герою спать: «...я внезапно проснулся»; другая сторона «рамки» — описание грохота приближающейся к дому телеги, на которую конюх Абрам погрузит сейчас тела умерших за ночь «куркулей». Нет простоты в жизни, нет в ней красоты, уюта, спокойствия — всего того, что герой воспринимает как счастье.

Слайд 16 Почему размышления о жестокой правде жизни – ужасе

Почему размышления о жестокой правде жизни – ужасе насилия и обмана

насилия и обмана - автор вкладывает в уста ребенка?
Задача

автора — показать растущую душу, открывающую для себя мир, ищущую в нем свое место, свою счастливую долю и в этом поиске проходящую через такие испытания, выдержать которые сможет далеко не каждый взрослый человек.
Тендряков хочет показать становление такого нравственного сознания, движущей силой которого в его «контакте» с миром и собой станет совесть — единственное мерило внутреннего спокойствия, являющееся для писателя синонимом счастья.

Слайд 17 Рассказывая историю своего детства, изо всех воспоминаний о

Рассказывая историю своего детства, изо всех воспоминаний о нем автор выбирает

нем автор выбирает события, носящие трагический характер, и этот

выбор не случаен — его диктует Тендрякову совесть взрослого человека, ощущающего свою вину и ответственность за происшедшее. Кажется, что может сделать десятилетний мальчик для тех несчастных, с которыми столкнули его обстоятельства? Каковы его возможности в сравнении с возможностями государства? Но герой не задает себе, как признается автор, этих «взрослых» вопросов. Он подчиняется своему первому душевному порыву — жалости — и совершает поступок: пытается накормить голодных. Нужно ли это делать — ведь, как говорит мальчику отец, «чайной ложкой море не вычерпаешь»?




Слайд 18 Проанализируйте подборку цитат из текста рассказа В. Тендрякова

Проанализируйте подборку цитат из текста рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки».

«Хлеб для собаки». Найдите ключевые слова, передающие чувства героя.


Какую вину берет на себя герой? Как характеризует его такое отношение к себе? Какова позиция автора в споре героя с самим собой?


Слайд 19 Размышления героя
1) Он лежал перед нами... плоский

Размышления героя 1) Он лежал перед нами... плоский костяк в тряпье,

костяк в тряпье, череп на кирпичной крошке, череп, хранящий

человеческое выражение покорности, усталости... задумчивости. Он лежал, а мы осуждающе его разглядывали. Две лошади имел, кровопиец! <...> И все-таки было жаль злого врага... Я садился дома за стол, тянулся рукой к хлебу, и память разворачивала картины: ...тихо ошалелые глаза, белые зубы, грызущие кору, клокочущая внутри студенистая туша, разверстый черный рот, хрип, пена... И под горло подкатывала тошнота.

Слайд 20 Отношение автора к герою
Выявляется в соотнесении подробного описания

Отношение автора к героюВыявляется в соотнесении подробного описания внешности голодающего, признания

внешности голодающего, признания героя в жалости к врагу и

рассказа мальчика о чувстве стыда, охватывающего его каждый раз, когда он садится за стол. Автор сочувствует герою, испытывающему тяжелую внутреннюю борьбу, и уважает его за пробудившуюся в нем жалость — к врагу, в котором он увидел несчастного человека.

Слайд 21 Размышления героя
2) Я вставал из-за стола. Не

Размышления героя 2) Я вставал из-за стола. Не потому ли в

потому ли в привокзальном сквере люди грызут кору, что

я съел сейчас слишком много?
Но это же куркули грызут кору! Ты жалеешь?


Слайд 22 Отношение автора к герою
Автор передает сомнения героя, связанные

Отношение автора к героюАвтор передает сомнения героя, связанные с его размышлениями

с его размышлениями о том, можно ли жалеть врага.

Эти сомнения, с точки зрения автора, залог будущего выбора ребенка, и автор уважает нелегкую внутреннюю работу, совершающуюся в душе мальчика.

Слайд 23 Размышления героя
3) Я сыт, очень сыт —

Размышления героя 3) Я сыт, очень сыт — до отвала. Я

до отвала. Я съел сейчас столько, что, наверное, пятерым

хватило бы спастись от голодной смерти. Не спас пятерых, съел их жизнь. Только чью — врагов или не врагов?
А кто враг?.. Враг ли тот, кто грызет кору? Он им был — да! — но сейчас ему не до вражды, нет мяса на его костях, нет силы даже в его голосе...


Слайд 24 Отношение автора к герою
3) Автор показывает, как в

Отношение автора к герою3) Автор показывает, как в чувствах героя продолжает

чувствах героя продолжает накапливаться жалость по отношению к людям,

которых считают врагами.
Он подчеркивает, что чувство сострадания оказывается у мальчика сильнее чувства вражды, и поддерживает и уважает выбор, сделанный героем.


Слайд 25 Размышления героя
4. Я не должен есть

Размышления героя 4. Я не должен есть свои обеды один.	 Я

свои обеды один.
Я обязан с кем-то делиться.
С кем?..
Наверное,

с самым, самым голодным, даже если он враг.
Кто — самый?.. Как узнать?..
Одному протянуть руку, а других не заметить? Одного осчастливить, а десятки обидеть отказом? <...> Могут ли обойденные согласиться с тобой?.. Не опасно ли открыто протягивать руку помощи?..

Слайд 26 Отношение автора к герою
Автор подчеркивает, что решение, принятое

Отношение автора к герою	Автор подчеркивает, что решение, принятое героем, — «протянуть

героем, — «протянуть руку» самому голодному — дается ему

нелегко: мальчика вновь одолевают сомнения, но для автора важно, что характер их уже иной: как помочь так, чтобы не обидеть никого? Автор показывает трудность, с которой дается мальчику его выбор; именно поэтому он строит монолог героя как внутренний диалог — спор с самим собой — и подчеркивает, что в этом споре побеждают отвага и совестливость героя, и вновь выказывает уважение к мальчику, принимающему свои собственные решения, а не довольствующемуся общепринятыми стандартами мыслей и чувств.

Слайд 27 Размышления героя
5) Я стоял и разглядывал хлеб

Размышления героя 5) 	Я стоял и разглядывал хлеб в руке. Кусок

в руке. Кусок был мал, завожен в кармане, помят,

а ведь я сам позвал — приходи на пустырь, я заставил голодного ждать целые сутки, сейчас я ему поднесу такой вот кусочек. Нет, уж лучше не позориться!..
И я с досады — да и с голода тоже, — не сходя с места, съел хлеб. Он неожиданно был очень вкусен и... ядовит. Целый день после него я чувствовал себя отравленным: как я мог — вырвал изо рта голодного! Как я мог!..

Слайд 28 Отношение автора к герою
Автор показывает уже не борение

Отношение автора к героюАвтор показывает уже не борение героя с самим

героя с самим собой, а возникшее у него чувство

стыда за то, что не донес хлеб до голодного: герой дважды повторяет, укоряя себя: «как я мог... Как я мог!» Автор, показывая стыд и смятение героя, сочувствует ему и вновь выказывает свое уважение — за то, что он так остро ощущает свою, пусть и невольную, вину перед страждущими.

Слайд 29 Размышления героя
Я стоял перед ними и прижимал

Размышления героя Я стоял перед ними и прижимал к груди холодный

к груди холодный кувшин с мутным квасом.
— Хле-ебца-а...

— Корочку...
— Хошь, руку свою?
И вдруг со стороны, энергично тряся пером на шляпке, налетела Отрыжка:
— Молодой человек! Молю! На коленях молю!
Она действительно упала передо мной на колени, заламывая не только руки, но и спину и голову, подмигивая куда-то вверх, в синее небо, Господу Богу.
И это была уже лишка. У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой, дикий голос:
— Ухо-ди-те! Уходит-те!! Сволочи! Гады! Кровопийцы!! Уходите!


Слайд 30 Отношение автора к герою
7) Автор очень сочувствует своему герою,

Отношение автора к герою7)	Автор очень сочувствует своему герою, показывая отчаяние, которое

показывая отчаяние, которое охватило его при мысли, что у

него нет возможности накормить всех. Вместе с тем писатель не щадит героя, описывая его «чужой, дикий голос», который «вырывается» из него «рыдающим галопом», — внешне герой становится безобразен. Вводя этот портрет в контекст повествования, автор подчеркивает свое сочувствие мальчику: его внешность искажена не причудливой болезнью, как у Отрыжки, а внутренней болью, вызванной пониманием своей беспомощности, которая оказывается сильнее доброго душевного движения. С точки зрения автора, эта боль — выражение внутренней несостоятельности, которую герой в полной мере осознает. Автор не только сочувствует герою, но и жалеет его за эту внутреннюю слабость.

Слайд 31 Размышления героя
8) Наверное, моя истерика была воспринята доходягами

Размышления героя 8)	Наверное, моя истерика была воспринята доходягами как полное излечение

как полное излечение от мальчишеской жалости. Никто уж больше

не выстаивал возле нашей калитки.
Я излечился?.. Пожалуй. Теперь бы я не вынес куска хлеба слону, стой тот перед моим окном хоть до самой зимы.


Слайд 32 Отношение автора к герою
Автор подчеркивает неоднозначность чувств героя:

Отношение автора к герою	Автор подчеркивает неоднозначность чувств героя: мальчик хочет, как

мальчик хочет, как и всякий человек, быть сытым, но

не может быть счастлив от того, что в его доме есть еда, — он страдает при мысли, что каждое утро конюх Абрам свозит тела мертвых людей, которые могли бы жить еще хоть сколько-то, если бы он протянул им свой кусок хлеба. Автор сочувствует герою, попавшему в безвыходное положение: время диктует ему один выбор — не жалеть «врагов», совесть же подсказывает другое решение, но он оказывается внутренне бессилен и отказывается от веления совести. В этом сочувствии сквозит и обвинение со стороны автора в адрес власти, возложившей на неокрепшую душу ребенка столь тяжкий выбор; но в поле зрения автора все-таки не проблема власти, а проблема личности, и поэтому, как ни «грешна» была бы власть, человек, подчинившийся, пусть и невольно, ее требованиям, не вызывает у автора уважения.

Слайд 33 Размышления героя
9) Я, кажется, нашел самое, самое несчастное

Размышления героя 9)	Я, кажется, нашел самое, самое несчастное существо в поселке.

существо в поселке. Слонов и шкилетников нет-нет да кто-то

и пожалеет, пусть даже тайком, стыдясь, про себя, нет-нет да и найдется дурачок вроде меня, который сунет им хлебца. А собака... Даже отец сейчас пожалел не собаку, а ее неизвестного хозяина — «с голодухи плешивеет». Сдохнет собака, и не найдется даже Абрама, который бы ее прибрал.

Слайд 34 Отношение автора к герою
Автор вкладывает в уста героя

Отношение автора к герою	Автор вкладывает в уста героя самопризнание — «дурачок вроде

самопризнание — «дурачок вроде меня», подчеркивая этим определенный момент его

взросления, когда он начинает понимать, что оказывается совершенно бессилен в сложившейся ситуации. Это взросление не восхищает автора — на его глазах герой превращается в маленького старичка, потерявшего веру в себя. Выход ли из этого тупика — собака, задает вопрос автор. Он сочувствует своему герою, нашедшему такой выход, и в то же время, несмотря ни на какие оглядки на возраст, не может не пожалеть его, потому что выбор, сделанный им, — это явный компромисс со своей совестью.

Слайд 35 Размышления героя
10) Воспитанная голодной улицей, могла ли она

Размышления героя 10)	Воспитанная голодной улицей, могла ли она вообразить себе такого

вообразить себе такого дурака, который готов дать корм просто

так, ничего не требуя взамен... даже благодарности.       Да, даже благодарности. Это своего рода плата, а мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить.       Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть.       Не скажу, чтобы моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни.


Слайд 36 Отношение автора к герою
Автор понимает, что ситуация для

Отношение автора к герою	Автор понимает, что ситуация для героя безвыходна, и,

героя безвыходна, и, может быть, уже не осуждает его,

потому что мальчик сам осуждает себя, рассуждая о своей совести, так и не нашедшей успокоения. С точки зрения автора, герой сумел понять, что его «вспомоществование» собаке — это лишь попытка заглушить внутреннюю боль и голос совести; автор уважает героя именно за то, что он сумел понять смысл своего поступка и, главное, осуждает себя сам за такой выбор. Это осуждение — цена взросления ребенка, цена тяжести, которую он будет нести в душе всю свою жизнь. Автор сочувствует своему взрослеющему герою и ценит в нем его способность понять неадекватность собственного поведения своему же представлению о совести.

Слайд 37 Герой прямо говорит о том, что он пошел

Герой прямо говорит о том, что он пошел по пути компромисса

по пути компромисса — сделки со своей совестью, отказавшись

от помощи голодающим. Он осуждает себя за то, что позволил себе отступить от правды выбора, который сделал, пытаясь накормить голодных. Именно поэтому он говорит о себе: «Моя совесть продолжала воспаляться, но... не опасно для жизни».
Автор в определенном смысле соглашается с обвинением, которое предъявляет себе герой, но и бесконечно сочувствует ребенку.
Столкновение неокрепшей личности маленького человека с жестокостью не вытравливает, как показывает автор, его душу: он осуждает себя, не снимает с себя вины за то, что отказался от помощи нуждающимся. Это самоосуждение позволяет автору говорить о взрослении героя, о том, что цена личности не определяется правом власти, данным ей государством.

  • Имя файла: prezentatsiya-k-uroku-literatury-po-povesti-v-tendryakova-hleb-dlya-sobaki.pptx
  • Количество просмотров: 155
  • Количество скачиваний: 0