Слайд 2
Актуальность
В настоящее время наблюдается отрицательное отношение школьников к
обучению вообще, а к урокам музыки тем более.
Поэтому
есть необходимость применять различные приемы для повышения мотивации детей .
Слайд 3
Народная мудрость
«Немотивированный ученик просто не хочет учиться»
или
«Ты можешь
подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить
его пить»
Слайд 4
Способность мотивировать обучающихся – это ключевой навык учителя!
Слайд 5
Что такое мотивация?
Это эффективное средство успешного обучения
школьников.
Мотивация (от англ. «move - двигать»)
Это процессы, определяющие
движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.
Мотивация гораздо больше, чем способности.
Слайд 6
Мотивы внешние и внутренние
Мотивы учения делятся на внешние
и внутренние.
Первые исходят от педагогов, родителей, классов, общества
и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний. Они как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам ученик захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом.
Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам
Слайд 7
«Как повысить мотивацию учения для успешного обучения
на уроках музыки»
Урок музыки – это, прежде всего, урок
искусства. Благодаря этой специфике проблемное обучение и творческое настолько переплетаются, как две стороны медали, т.к. любое творческое задание предполагает создание поисковой ситуации, способствующей самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.
Формирование мотивации происходит через различные виды музыкальной деятельности:
слушание музыки (осознанное её восприятие); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование; дирижирование; импровизация (речевая, вокальная, ритмическая); игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценировка песен; музыкальные игры; исполнение тем из прослушиваемых произведений (помогает лучше почувствовать и запомнить музыку).
Слайд 8
Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно на
это направлены методы и приёмы, применяемые на уроках:
метод размышления
о музыке
метод забегания вперед и возвращения к пройденному
метод музыкальных обобщений
метод эмоциональной драматургии
метод создания художественного контекста
метод проблемного изложения материала
метод переинтонирования
метод моделирования художественного процесса
метод интонационно – стилевого анализа
метод импровизации
метод творческих заданий
Урок музыки должен приносить радость.
Слайд 9
Одним из сильно действующих мотивов является интерес.
Л.С.
Высотский писал:
«Педагогический закон гласит:
прежде чем ты хочешь
призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все cилы, что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».
Слайд 10
Условные обозначения
На доске рисую план с помощью условных
знаков. Эти обозначения ребята легко запоминают. Они сразу знают,
какую работу надо сделать на уроке.
Вот некоторые из условных обозначений:
– человечек с микрофоном – поем песню
– человечек с наушниками – слушаем произведение
– знак вопроса – узнаём что-то новое
– ноты и мяч – физкультминутка
– цветик- семицветик – музыкальные ребусы, загадки, кроссворды.
– театральная маска – инсценировка песни
– ритмический рисунок – музыкальные игры
– перо – творческая работа
– пятёрка – выставление оценок
– домик – домашнее задание
Слайд 11
Способы :
Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры в
свои способности и возможности
Применение новых информационных технологий
Внеурочная деятельность
Дистанционные олимпиады
Слайд 13
Игра“Лишнее слово”. При изучении любой темы и на
любом этапе урока легко применить эту игру, заменив содержание.
А)
гобой, флейта, рожок, труба, кларнет
Б) баян, аккордеон, гармонь,фортепиано
В) пианист, трубач, флейтист,композитор
Г) вальс, полька, фокстрот, мазурка,марш
Д) симфония,песня,пьеса, сюита, соната
“Мажор и минор”. Учащиеся делятся на две группы
Первая повторяет ритмический рисунок только мажорных фраз, вторая – только минорных, исполняемых учителем на фортепиано.
Игра“Прятки”при усвоения темы crescendo и diminuendo. По принципу игры “Холодно – жарко”. Выбирается водящий в отсутствии которого прячется какой либо предмет. Водящему предстоит найти этот предмет, вслушиваясь в музыкальное звучание, которое сопровождается ритмическими хлопками детей. Громче музыка и хлопки звучат, значит предмет близко и наоборот.
Слайд 14
Игра“Ритмическое эхо”при изучении темы о регистрах. Учащиеся вслед
за звучанием музыкальных фрагментов воспроизводят звучания, динамических оттенков и
ритмических рисунков, отмечая нижний звук хлопком по столу, верхний хлопком над головой. Можно вставить средний звук, который нужно отметить хлопком кулачками перед грудью.
Игра «Найди нужную иллюстрацию». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрацию по ее содержанию.
Игра «Кто больше?». Детям показывают портрет композитора и предлагают назвать его произведения. За каждый правильный ответ ребенок получает смайлик.
Игра «Какой звучит инструмент?». Дети определяют звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, флейты, баяна и т.д.). Детям раздаются карточки с изображением инструментов, которые они поднимают после прослушивания музыки.
Слайд 15
«Свой оркестр»
Цель: Познакомить детей с различными музыкальными инструментами,
изучить особенности их звучания, а так же заставляют творчески
работать, развивают образное мышление, фантазию, речь.
Игра: Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом. Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку.
Слайд 16
«Живое слово»
Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи.
Игра:
Участвуют 2 команды. Учитель раздаёт каждому игроку заранее заготовленные
буквы. Буквы имеют 2 цвета. Участники сначала должны собраться в команды /каждая команда имеет свой цвет/, а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.
Примечание: участников столько, сколько кол-во букв.
Слайд 17
«Синквейн»
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется
как способ синтеза материала:
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное
самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.
Например: Музыка.
Инструментальная, вокальная.
Звучит, играет, слышится.
Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
Искусство.
Например: Композитор
Яркий, талантливый
Творит, призывает , страдает
Противостоит испытаниям судьбы
Личность
Слайд 18
Творческие задания на уроках музыки:
Игра «Мое
имя»
Сочини мелодию своего имени.
Каждый учащийся самостоятельно подбирает мелодию своего имени.
Игра «Я сочиняю»
Передать интонацией разные чувства. Например грусть, радость. Можно придумать слова, петь со словами будет понятней учащимся.
Дождик капает кругом,
Стало грустно за окном.
Солнце поднималось,
Всем нам улыбалось!
Слайд 20
Музыкальные загадки:
Это черные значки- не случайные крючки,
На линеечке
стоят и мелодию хранят
Завитой красивый знак, нарисуем мы
вот так,
Он велик и всемогущ, это наш…
Слайд 24
Итак, вывод:
Применение широкого арсенала различных методов музыкального образования
и воспитания, а так же современных технологий способствует формированию
мотивации школьников на уроках
Слайд 25
ПОМНИТЕ:
Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске. (С. Соловейчик).
Обучая других – учись сам.