Слайд 14
Творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в
конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли:
Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи. Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов.
Слайд 15
Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910)
Русский композитор, пианист, дирижёр,
глава
«Могучей кучки».
Слайд 16
Русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки»
и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал. 1835-1918
Слайд 17
Русский композитор, учёный - химик и медик. Участник
«Могучей кучки». Основоположник русского эпического симфонизма. 1833-1887
Слайд 18
Модест Петрович Мусоргский
Русский композитор, член «Могучей кучки».
1839-1881
Слайд 19
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель,
музыкальный критик; участник «Могучей кучки».
1844-1908
Слайд 22
Пётр Ильи́ч Чайко́вский (1840-1893)
Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля
1840, пос. Воткинск, Вятская губерния — 25 октября 1893, Санкт-Петербург) — русский
композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
Как композитор-профессионал Чайковский сформировался в 1860—1870 годы, ознаменованные большим подъемом общественной и культурной жизни Российской империи: многогранным развитием русской музыки, литературы и живописи, расцветом отечественного естествознания, ярких завоеваний в области философии и эстетики.
Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру и, наряду с творчеством его современников — композиторов «Могучей кучки», знаменует собой новый этап в развитии русской музыки.
Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни.
Слайд 23
Александр Николаевич Скрябин
1872 – 1915
Русский композитор и пианист,
педагог, представитель символизма в музыке. Первым использовал в исполнении
музыки цвет, тем самым ввёл понятие «светомузыка».
Слайд 24
А.Н. Скрябин написал симфоническую поэму «Прометей» («Поэма огня», 1910). Стремясь к максимальной выразительности,
он ввёл в состав исполнителей хор без слов и
в партитуру «партию света» (Luce). Согласно замыслу композитора, лучи прожекторов разных цветов должны были сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов…. «В основу «Поэмы огня» положен древнегреческий миф о Прометее, похитившем на Олимпе огонь и подарившем его людям. Прометейвывел людей из тьмы невежества, научил их ремеслам. Боги не простили его, они навеки приковали его к скале.
Слайд 25
Прометей (Поэма огня) Op. 60 — музыкальная поэма (продолжительность 20 — 24
мин.) Александра Скрябина для фортепиано, оркестра (включая орган), голосов (хора ad
libitum) и партии света Luce (итал. tastiera per luce). В «Прометее» утверждается новая ладогармоническая система, в которой опорным аккордом, устоем и центральным элементом становится диссонирующее начальное созвучие (Холопов Ю). Аккорд позднее назвали «прометеевским».
Слайд 28
И́горь Фёдорович Страви́нский (1882, Ораниенбаум, Российская империя —
6 апреля 1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции) — русский
композитор.
Слайд 29
Русский композитор. Гражданин Франции и США. Один из
крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Музыку Стравинского
отличает стилистическое многообразие: в первом периоде творчества она несёт яркий отпечаток русской культурной традиции. Стилистика позднейших сочинений выдаёт, среди прочего, влияние неоклассицизма и додекафонии Новой венской школы.
Слайд 31
С.В. Рахманинов (1873-1943)
Русский композитор, пианист, дирижёр. Синтезировал
в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ
и создал свой оригинальный стиль.
Слайд 32
Сергей Сергеевич Прокофьев
(1891- 1953)
Русский и советский композитор,
пианист, дирижёр, литератор. Народный артист РСФСР. Лауреат Ленинской премии
и шести Сталинских премий. Сочинения представлены различными музыкальными жанрами: 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов.
Балеты – «Золушка», «Ромео и Джульетта»; оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; кантата «Александр Невский»…
Слайд 38
А.Г. Шнитке ((1934-1998)
авангардист
Слайд 39
Э.В. Денисов (1929-1996)
авангардист