Слайд 2
Диалог передает разговор двух или нескольких
лиц. Слова каждого из собеседников называются репликой.
Знаки препинания при
диалоге ставятся в зависимости от того, как он подаётся на письме — в строку или с новой строки.
Слайд 3
При передаче диалога в строку каждая реплика заключается в кавычки
и отделяется от другой тире (но при одном очень
важном условии: при отсутствии слов автора между репликами), например: «Иван Игнатьич, — сказал он, — одобряет нашу мировую». — «А с кем это, мой батюшка, ты ссорился?» — «Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем». — «За что так?» — «За сущую безделицу: за песенку, Василиса Егоровна». — «Нашли за что ссориться!..»
(А. Пушкин)
Слайд 4
Тире между репликами может не ставиться, если после
одной из реплик или перед следующей идут слова автора.
Например: «Дайте нарзану», — попросил Берлиоз. «Нарзану нету», — ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. «Пиво есть?» — сиплым голосом осведомился Бездомный. «Пиво привезут к вечеру», — ответила женщина. «А что есть?» — спросил Берлиоз. «Абрикосовая, только тёплая», — сказала женщина. «Ну, давайте, давайте, давайте!..»
(М. Булгаков)
Здесь реплики следуют одна за другой, но тире между ними не ставится, так как нет стыка кавычек: каждая из реплик имеет слова автора.
Слайд 5
Проверь себя:
расставь недостающие знаки препинания, верно оформи
диалог:
О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна? Нет! Тебе
чего-нибудь хочется? Нет! Ты тоскуешь по родным? У меня нет родных. (М.Лермонтов)
Слайд 6
Проверь себя :
"О чем ты вздохнула, Бэла? ты
печальна?" - "Нет!" - "Тебе чего-нибудь хочется?" - "Нет!"
- "Ты тоскуешь по родным?" - "У меня нет родных". (М.Лермонтов)
Слайд 7
В печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой
строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед каждой
репликой ставится тире, а после неё — необходимый знак препинания. Например:
— Что это вы пели?
— Песню.
— Какую?
— Да, так, песня. Деревенская.
— А вы расскажите мне её.
— Зачем вам?
—Интересно. Городские знаю, а ваших нет. Расскажите, а я запишу
(С. Чёрный)
Слайд 8
Если перед репликой диалога идут слова автора, то после них
ставится двоеточие.
Например:
Голос, которым он произнёс это, заключал в
себе что-то потрясающее, так что заставил вскрикнуть всех в одно время:
— А кто?
— Это, господа, не кто другой, как капитан Копейкин!
(Н. Гоголь)
Слайд 9
Если слова автора сопровождают или разрывают реплику, то
ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой
речи, сопровождаемой или разрываемой словами автора, кроме кавычек:
— Куда же пристать?
— Вот одна пристань, а другая там, дальше где-то, у моста.
— Так пристанем к ближайшей! — сказал кто-то.
— Отчего же к ближайшей? — возразил другой. — Уж заберёмся подальше.
— И здесь хорошо.
(И. Гончаров)
Слайд 10
Проверь себя:
расставь недостающие знаки препинания, верно оформи
диалог:
Она взглянула и вскрикнула. Это Казбич!.. Ах он разбойник!
смеяться, что ли, приехал над нами? Всматриваюсь, точно Казбич: его смуглая рожа, оборванный, грязный как всегда. Это лошадь отца моего, сказала Бэла, схватив меня за руку; она дрожала, как лист, и глаза ее сверкали.
(М. Лермонтов)
Слайд 11
Проверь себя:
Она взглянула и вскрикнула:
– Это
Казбич!..
– Ах, он разбойник! смеяться, что ли,
приехал над нами?
Всматриваюсь, точно Казбич: его смуглая рожа, оборванный, грязный как всегда.
– Это лошадь отца моего, – сказала Бэла, схватив меня за руку; она дрожала, как лист, и глаза ее сверкали.
(М. Лермонтов)