Слайд 2
Выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему
произведения
Цель выразительного чтения:
истолкование внутреннего содержания произведения
выявление темы, предмета
изображения
выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение)
Слайд 3
Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи
Ударение
– указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!
К.С. Станиславский русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра.
Слайд 5
Правила постановки
логического ударения (ЛУ)
ЛУ нельзя ставить на прилагательных и
местоимениях.
ЛУ, как правило, ставится на именах существительных и на глаголах
При сочетании двух существительных ЛУ всегда падает на имя существительное в родительном падеже
Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ЛУ на каждом слове с возрастающим усилием.
Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ЛУ
Не рекомендуется и «злоупотреблять» ЛУ: речь, перегруженная ударениями, теряет смысл.
Слайд 6
Законы речи
Понятность речи –дикция
Стихотворение С. Михалкова «Сашина каша»
Слайд 7
Долго шли они...// Все гуще становился лес,/ все
меньше было сил!// И вот стали роптать на Данко,/
говоря,/ что напрасно он,/ молодой и неопытный,/ повел их куда-то.//
/ - пауза (= посчитать до двух РАЗ, ДВА)
// - пауза (= посчитать до трех РАЗ, ДВА, ТРИ).
Слайд 8
2) Логическое ударение (выделение одного слова из ряда
других)
Способы выделения:
А) повышение или понижение тона;
Б) усиление звука;
В) замедленность
произнесения.
Слайд 9
Три степени логического ударения:
1) незначительное;
2) значительное;
3) сильное.
Например (пословица):
На
языке – мед (1), а под языком – лед
(3).
Слайд 10
Проследим, как меняется содержание высказывания от перемены места
логического ударения в предложении.
ВЧЕРА была сильная гроза (а не
сегодня)
Вчера БЫЛА сильная гроза (уточнение)
Вчера была СИЛЬНАЯ гроза (а не лёгкая)
Вчера была сильная ГРОЗА (а не просто кратковременный дождь).
Слайд 11
Задание. Вижу и верю
Двое учащихся получают карточки описание
пейзажной зарисовки, не соответствующей действительности. Нужно представить (вообразить) эту
картину, увериться в ней самому, постараться убедить в этом ребят.
Слайд 12
Мелодика речи- движение голоса вверх и вниз по
звукам разной высоты
Слайд 13
Мелодические фигуры
Окончание мысли и вместе с тем завершение
фразы требуют понижения голоса
нисходящая фигура нисходящая
фигура
Развитие мысли вместе с развитием высказывания требует повышения голоса
восходящая фигура
Слайд 14
Специфические мелодики
вопросительная
пояснительная
перечислительная
предупредительная
причинной связи
противительной связи
разделительная
мелодика водности
незаконченности
Мелодика воздействует на
слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону
Слайд 15
Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те
или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.
Чем сильнее эмоции,
тем больше
отклонений
от
обычного звучания.
Выразительность
речи и сообщается
этими отклонениями.
Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы – обо всем этом расскажет тембр вашего голоса
Слайд 18
Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы понижение высоты голоса
соответствовало содержанию высказывания:
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже
опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!...
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
Слайд 19
Скороговорки и чистоговорки
Помогут вам избавиться от недостатков при
чтении.
Проворонила ворона воронёнка
Произносите её с разными смысловыми оттенками:
“Ах, как
жалко вороненка”
“Так ей, раззява, и надо”
Шла лиса бесшумно по лесу
Подтексты:
“Ух. Какая хитрая лиса”
“Берегитесь, зверюшки, прячьтесь, лиса идёт”
Слайд 20
Не вы ли были у Невы, где стынут
бронзовые львы?:
Задание: В стихотворении обозначьте место вдоха.
Слайд 21
Упражнение 22. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от
содержания силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась
она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Слайд 22
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки
шепчутся:
— Ши, ши, ши!
— Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве
так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
— Шо, шо, шо!
— С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
— Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
— Не пляши!..
До чего пугливые камыши!