Слайд 2
Становление общенационального песенного стиля
новые музыкальные инструменты
развивались новые жанры
сочинялись
песни
«Күбәләгем» («Бабочка моя»),
«Алмагачлары» («Яблони»),
«Баламишкин» («Дитя Мишкина»),
«Сабан
туе» («Сабантуй»),
«Арча» («Арск»),
«Сарман» («Сарманово»)
Слайд 3
Основные жанры
По тематике и функции песни бывают:
лирические
обрядовые
трудовые
игровые
колыбельные
Слайд 4
По форме и музыкальному стилю
протяжные (озын көй)
короткие песни
(кыска көй)
деревенские напевы (авыл көе)
Слайд 5
Озын көй
Озын көй — протяжные лирические песни. Как
правило, на них накладывали тексты десяти- или девятислогового строения.
Классические примеры:
«Кара урман» («Дремучий лес»)
«Әллүки»
«Сибелә чәчәк» («Осыпаются цветы») «Салкын чишмә» («Холодный родник»).
Слайд 6
Кыска көй
Кыска көй — подвижные мелодии с четкой
«квадратной» структурой и незначительным количеством распевов.
Популярные примеры:
«Күбәләгем»
(«Бабочка моя»)
«Алмагачлары» («Яблони»)
«Баламишкин» («Дитя Мишкина»)
«Сабан туе» («Сабантуй»)
Слайд 7
Авыл көе
Авыл көе— лирические песни умеренного темпа. В
названиях нередко содержатся наименования мест их возникновения и распространения.
Часто исполняются коллективно, под аккомпанемент гармони.
Популярные примеры:
«Сарман»
«Арча»
Слайд 8
В ней нашли отражение
исторические судьбы,
мечты и сокровенные
думы,
условия жизни и труда,
своеобразие художественного мышления народа.
Музыка,
чутко отражая духовный мир народа, в различные исторические периоды не оставалась неизменной.
Слайд 9
Первые нотные записи татарских народных мелодий
Первые нотные
записи татарских народных мелодий были сделаны Иваном Добровольским, учителем
музыки Астраханской гимназии. В 1816-1818 гг. он издал 8 тетрадей песен различных народов, живущих в Астраханском крае, в том числе и татар.
Слайд 10
В начале 20-х гг. XX в. вопросами
музыкального фольклора занималась музыкально-этнографическая комиссия при Казанской Высшей восточной
музыкальной школе, где заслушивались доклады о татарской музыке И.А. Козлова, В.С. Гаврилова, С.Х. Габяши, Н.В. Никольского.
В 1920 гг. Н.В. Никольский издал компилятивную работу «Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья», которая стала, своего рода, первым учебным пособием по изучению татарской музыки.
Слайд 12
Султан Габяши
Он в числе первых делал хоровые отработки
народных песен, создавал музыкальные композиции в традициях протяжных народных
песен.
В 20-е гг. С. Габяши впервые совершает музыкально-этнографическую экспедицию с фонографом и пишет работу «Звуковой строй татарской музыки». Габяши также первым ставит вопрос о достоверной расшифровке народных мелодий, изучает особенности мелодического и ладового строения, исполнительство татарской народной песни.
Слайд 15
Композиторы А.С. и В. Виноградов в 1941 г. издали сборник
татарских народных песен. Определяя жанры народной песни, авторы приходят
к следующему выводу: основным жанром татарской песни является лирико-любовный, а эпический жанр в песенном творчестве почти отсутствует.
Авторы также утверждают, что у татар до революции не было хороводных и свадебных песен, что пению и музыке в Казанском ханстве «не было места ввиду влияния ислама».
Первый сборник татарских народных песен (1941г.)
Слайд 16
Второй том (1955г.)
В 1955 г. в свет вышел
второй том татарских народных песен А.С. Ключарева и В.И. Виноградова.
В
сборнике 3 раздела:
Фольклор советского периода;
Дооктябрьский фольклор;
Инструментальный наигрыш.
Слайд 17
Третий том (1964г.)
Существует и третий том татарских народных
песен, изданный Казанской консерваторией и известный как «музафаровский» сборник
(1964).
Нотные записи в нем выполнены М. Музаффаровым,
комментарии – В. Виноградовым,
а тексты песен – З. Хайруллиной.
Слайд 18
Первый татарский балет
«Шурале» Ф.Яруллина
Слайд 21
Композиторы А.С. и В. Виноградов в 1941 г. издали сборник
татарских народных песен. Определяя жанры народной песни, авторы приходят
к следующему выводу: основным жанром татарской песни является лирико-любовный, а эпический жанр в песенном творчестве почти отсутствует.
Авторы также утверждают, что у татар до революции не было хороводных и свадебных песен, что пению и музыке в Казанском ханстве «не было места ввиду влияния ислама».
Первый сборник татарских народных песен (1941г.)
Слайд 22
Композиторы А.С. и В. Виноградов в 1941 г. издали сборник
татарских народных песен. Определяя жанры народной песни, авторы приходят
к следующему выводу: основным жанром татарской песни является лирико-любовный, а эпический жанр в песенном творчестве почти отсутствует.
Авторы также утверждают, что у татар до революции не было хороводных и свадебных песен, что пению и музыке в Казанском ханстве «не было места ввиду влияния ислама».
Первый сборник татарских народных песен (1941г.)
Слайд 23
Большой вклад в татарскую профессиональную музыку внес
композитор Александр Ключарев . Несмотря на то, что он
был русским по национальности – он хорошо разбирался в татарско-башкирской национальной мелодии, татарском народном творчестве. Ключарев после А.А. Эйхенвальда возглавляет работу фольклорного кабинета и вскоре совместно с В.Виноградовым, М.Садри создает первый сборник татарских народных песен, он создал свой стиль обработки татарской народной песни, на котором учились многие его последователи
Большой вклад в татарскую профессиональную музыку
Слайд 24
Балет «Горная быль» (1951)
Балет «Горная быль»
на либретто А.Ключарева и Р.Хисамова, созданный на основе башкирских
сказаний и музыкального фольклора (1951; 2 редакция 1959) и поставленный на сцене Башкирского театре оперы и балета
Слайд 26
Балет «Раушан» (1960) или «Заколдованный мальчик»(1974)
Детский балет «Заколдованный
мальчик», который написан по мотивам татарских народных сказок и
сказок Г. Тукая.
Главная героиня балета - девочка Раушан отправляется на поиски брата Гали, заколдованного Бабой Ягой. Много испытаний, трудностей встречается на пути Раушан, но проявив смелость и находчивость, она спасает Гали и возвращается с ним домой.
Слайд 28
Детская музыка Ф.Ахметова близка и понятна детям.
Такие
песни как:
«Юные космонавты»,
«Песня юных магелланцев»,
«Я дружу
с ветром»,
«Возвращаясь из школы»
Слайд 30
Песни для детей из творчества С.Сайдашева:
«Москва»,
«Без усэ,без» (Мы растём),
«Жэй» (Лето),
«Дуслык турында жыр»
(Песня о дружбе),
«Дэу эни» (Бабушка) и др.
Последним сборником, увидевшим свет ещё при жизни автора, оказались «Балалар жырлары» (Детские песни) на слова А. Ерикеева, Ш. Маннура, Г. Насыри, М. Садри, С. Урайского.
Слайд 31
Сотрудники кабинета музыкального фольклора