Слайд 2
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В
результате студент должен:
знать теоретические основы искусства, основные этапы первобытного
искусства и умение устанавливать степень влияния тем, мотивов искусства с культурно-исторической эпохой стран Западной Европы,
уметь различать и идентифицировать жанровую принадлежность произведений зарубежного искусства различных видов и форм,
владеть навыками искусствоведческого анализа произведений искусства.
Слайд 3
План лекции
Искусство Древнего Египта
Периодизация древнеегипетского искусства.
Художественный стиль и важнейшие особенности египетского
искусства.
Искусства Древнего и Среднего царства.
Архитектура геометрических форм.
Египетский портрет и скульптура.
Художественная культура Нового царства.
Слайд 4
Ключевые понятия
Канон
Мастаба
Амон-Ра
Анубис
Атон
Слайд 5
Древний Восток
«Древним Востоком» называют обычно Египет и страны,
расположенные в долине Евфрата и Тигра.
Это название в
наше время совершенно условно и употребляется только как пережиток периода римского владычества, когда и Египет и Двуречье, входя в состав римской провинции (Восток) по отношению к Риму были действительно Востоком.
Слайд 6
Древний Восток
Расширение понятия «Древний Восток» в связи с
исследованиями 19-20 веков.
В понятие «Древний Восток» входят: Египет,
страны Двуречья, Палестина, Сиро-Финикия, Северная Сирия с северным Двуречьем, центральное плоскогорье Малой Азии (страна Хеттов), страна Урарту, Древнее Закавказье, Иранское плоскогорье с Эламом, области по реке Инду и его притокам, а в последнее время, стало возможным также включить область древнего Хорезма (Средняя Азия), Китай.
Слайд 7
Историко-культурные особенности Древнего Египта
Древний Египет – один из
самых древних и высокоразвитых очагов человеческой культуры, возникшей в
Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил.
В 4-м тыс. до н.э. формируются все основные признаки цивилизации: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство.
Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения.
Слайд 8
Искусство Древнего Востока
Историко-культурные особенности Древнего Востока
Периодизация истории культуры
Древнего Египта
Искусство Древнего, Среднего, Нового царства.
Египетский канон искусства
Слайд 9
Искусство Древнего Царства (3000-2400 гг. до н.э.)
Сформировался геометрический
стиль древнеегипетского искусства, были выработаны изобразительные каноны.
Слайд 10
Искусство Среднего Царства (2160-1785 гг. до н.э.)
Снижается пафос
монументальности, появляются новые трактовки сюжетов, композиции. Канон превращается в
схему.
Слайд 11
Искусство Нового Царства (1580-1085гг. до н.э.)
Индивидуализация образов в
скульптурных портретах, рефлексия, гедонизм в росписях и пластике.
Слайд 12
Идея вечной жизни
Основная проблема древнеегипетского искусства
Культ
умерших
Символика в искусстве
Религия
Основа
политической, культурной и духовной жизни древних египтян.
Характер древнеегипетской культуры
Слайд 13
Характерные черты искусства Древнего Египта
Cвязь с загробным культом,
геометризация форм, монументальность, каноничность, символизм.
Функция искусства – продолжение жизни
после смерти.
Сакральный (священный) характер древнеегипетской культуры.
Проявляется в ее глубочайшей символичности.
Основные символы – сфинкс; фараоны; боги Ра, Осирис, анкх; пирамиды.
Слайд 14
Периодизация история культуры Древнего Египта
Додинастический (5000-4000 лет до
н.э.)
Древнее (Раннее) царство (ок.3000-2300 лет до н.э.)
первый распад Египта
(ок.2300-2050 лет до н.э.)
Среднее царство (ок.2050-1700 лет до н.э)
второй распад Египта (ок.1700-1580 лет до н.э.)
Новое царство (ок.1580-1070 лет до н.э.)
Поздний период (ок.1070-332 лет до н.э.)
Слайд 15
Древнее царство
3000 г. до н.э. – фараон I
династии Нармер объединил в единое государство Северный и Южный
Египет со столицей в Мемфисе.
Стела фараона Нармера, которого некоторые исследователи отождествляют с мифическим Менесом, - небольшая вертикальная плита высотой шестьдесят четыре сантиметра.
Слайд 16
Стела фараона Нармера.
Около 3000г. До.н.э.
Египетский музей, Каир.
Слайд 18
Древнее царство.3-го тыс.до н.э.
Фрагмент
Слайд 19
Гуси.
Фрагмент росписи в Медуме.
Первая половина
3-го тыс.
до н.э.
Слайд 20
Статуя царевича Рахотепа и его супруги Нофрет из
гробницы в Медуме. Первая половина III тысячелетия до.н.э.
Слайд 21
Статуя вельможи
Каапера из гробницы Каапера в Саккаре.
Середина III тысячелетия до н.э.
Слайд 22
Статуя писца Каи из гробницы в Саккаре. Середина
IIIтысячелетия до н.э.
Слайд 23
Статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе.XXVII
в.
до н.э.
Египетский музей, Каир
Статуя фараона Мекирина.
Слайд 24
Голова фараона Дидуфри период Древнего царства
Изображая фараонов,
египетские
художники следовали
четко утвержденным канонам:
величественный вид,
идеально молодое
и красивое
лицо, застывшая улыбка.
ок. 2620-2500 гг. до н. э.,
кварцит, 26,5 см (высота).
Лувр, Париж
Слайд 25
Архитектурные направления
Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связана
с заупокойным культом.
Слайд 26
Пирамида фараона Джосера.XXVIIIв.до н.э.
Саккара
Пирамиды фараонов
Хеопса, Хефрена и Микерина.
XXVII в. до.н.э
Гиза.
Слайд 27
Погребальный комплекс
Джосера
Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей
пирамиду, был фараон Джосер. самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней.
Около 2680 года до н.э. Саккара
Его территория составляет 540x278 метров.
Слайд 29
Сфинкс фараона Хефрена
Первая половина 3 тыс. до
н.э.
Сфинкс фараона Хефрена - гигантский лев с человеческим лицом
(лицом самого Хефрена), высечен из скалы и достигает высоты 21 метр, а длины – около 73 метров.
Слайд 31
Стела Хенену
Над ними напротив, целиком заполняя площадь, более
чем в три раза превышающую ту, что отведена этой
чете, птицы, змеи, лежащие быки, сидящие человечки, плоды, растения, черточки, линии, геометрические фигуры строка за строкой сообщают умеющим читать иероглифы религиозный текст с добавлением описи всего, что было принесено в жертву при погребении.
Слайд 32
Сфинкс Аменемхета III
19 в. до н.э.
В период
Среднего царства нарастают реалистические тенденции, зародившиеся в ряде местных
центров.
Суровой властностью проникнут созданный в этом стиле Сфинкс фараона Амененхета III в Танисе.
Слайд 33
Статуя Аменемхета III
Среднее царство, XII династия, время правления
фараона Аменемхета III, первая четверть второго тысячелетия до н.э.
Серый
гранит, высота 29 см.
Статуя фараона Аменемхета III является лучшим образцом египетского культурного периода его расцвета.
Слайд 35
Карнак.
Колоннада гипостильного зала храма Амона
Слайд 41
Фрагмент статуи Аменхотепа IV.
В царствование этого фараона-реформатора были
произведены значительные изменения в жизни Египта.
Эхнатон отменил всех
богов, которым египтяне поклонялись несколько тысяч лет, конфисковал имущество храмов и ввел единобожие - поклонение богу-солнцу Атону. Появились новые веяния в искусстве: видимо, Эхнатон требовал от художников реализма, передачи индивидуальных черт без прикрас, в том числе и в собственном облике.
Слайд 42
Царица Нефертити
Ок. 1360 до н.э. Известняк, высота
50 см. Государственные музеи, Берлин
Слайд 43
Царица Нефертити
Тутмес, древнеегипетский скульптор XIV в. до н.э.
являлся придворным скульптором фараона Аменхотепа IV - Эхнатона. Его
мастерская находилась в столице Египта того времени - Ахетатоне (ныне - Амарна), куда перенес ее "солнечный фараон". Среди многочисленных портретов членов семьи фараона знаменитый портрет жены фараона - царицы Нефертити в высоком уборе.
Как бы из глубины веков смотрит на нас с горделивым выражением прекрасное тонкое лицо своенравной царицы, ставшее символом высокой культуры Древнего Египта. Скульптору в совершенстве удалось передать трепетную одухотворенность этого вечно молодого лица, ее сложный духовный мир, укрытый официальной маской любезности.
Слайд 44
Плакальщики
Рельеф с плакальщиками – создан 14
в. до н.э. в эпоху 19-й династии в Мемфисе.
«Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов.
Слайд 45
Маска фараона Тутанхамона.
Золото. ХVIII династия, ХІV в.
до н.э.
Трон Тутанхамона. Из гробницы Тутанхамона. Каирский
музей. Дерево, золото, серебро, стекло.
Слайд 46
Саркофаг Тутанхамона.
14 в. до н.э.
Этот юный царь умер
в возрасте восемнадцати лет и не совершил ничего выдающегося.
Гораздо более выдающимся событием было открытие его гробницы, сделанное в 1922 году археологом Говардом Картером.
Гробница Тутанхамона – одна из очень немногих гробниц, случайно уцелевших от грабежей.
Слайд 47
Рельеф с крышки ларца, найденного в гробнице Тутанхамона
Середина 14 в. до н.э.
Рельеф на крышке ларца изображает
сцену в саду: Анхесамон, жена фараона Тутанхамона, с улыбкой протягивает супругу букет цветов. И Тутанхамон, и его жена, которая, возможно, приходилась ему сводной сестрой, выглядят почти детьми, - да так оно и было в действительности: ведь их поженили в десятилетнем возрасте, а тут им могло быть лет по тринадцать или четырнадцать.
Слайд 48
Голова колосса Рамзеса ІІ и обелиск перед пилоном
храма Амона в Луксоре
ХIХ династия, ХIII в. до н.э.
Смотри:
даю тебе советы.
Почувствуй их своим сердцем.
Живи ими в своем сердце...
Действуя так,
ты преобразишься в истинного человека,
и любое зло будет тебя сторониться.
(Папирус Ани)
Слайд 49
Колосс Рамзеса II в первом дворе храма Амона
в Луксоре
Песчаник. XIX династия, XIII в. до н.э.
Не причиняй
страданий.
Пусть пройдет время твоей жизни
в твоей добродетели.
Твори истину,
и ты будешь жить долго на земле.
(«Поучение гераклеопольского царя
сыну своему Мерикара», III тыс. до н.э.)
Слайд 50
Панорама двора и пилон храма богини Изиды
на
острове Филе
Эпоха Птолемеев, I в. до н.э.
Слайд 51
Вопросы для самопроверки
Вспомните имена и функции египетских богов,
опишите их внешний облик.
Опишите гробницу египетской знати.
Расскажите об архитектурном
ансамбле некрополей Древнего царства.
В чем состоит канон изображения фигуры на плоскости в египетском искусстве?
Архитектурные особенности и внутренний декор многоколонных храмов Среднего царства.
Основные архитектурные типы храмов Нового царства.
В чем сущность религиозной реформы Аменхотепа IV и ее проявления в искусстве?
Слайд 52
Рекомендуемая литература
Древние цивилизации/ Под общ. Ред. Г.М. Бонгард-Левина.
– М., 1997.
Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М.,
1997.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. М., 1958.