Во вступлении устанавливается связь между темой,
слушателями и выступающим с целью привлечь внимание слушателей к предмету изложения.
Иногда значение вступления переоценивают, считая его важнейшим условием удержания внимания слушателей в основной части. Удачное начало, конечно же, создает атмосферу ожидания, интереса, но, если в основной части оратор не оправдает этих ожиданий, разочарование и потеря интереса к теме неизбежны.
Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более эффектным, нетрадиционным для данной ситуации. В качестве примера можно привести следующие речевые приемы, которые используются ораторами во вступительной части речи:
Слайд 3
ретроспективный обзор затрагиваемой темы;
обоснование необходимости рассмотрения темы с
позиций сегодняшнего дня;
разъяснение основных понятий темы;
краткое изложение производственной (или
какой иной, в зависимости от аудитории) деятельности слушателей и их трудовых успехов;
перечисление благоприятных предпосылок, облегчающих слушателям восприятие затронутой темы;
изложение ошибок, предрассудков, одностороннего подхода к проблемам темы речи;
использование для установления контакта с аудиторией поговорок, цитат, анекдотов, сравнений;
Изложение плана предстоящей речи.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В
основной части с помощью логически безупречных и достоверных аргументов раскрывается суть темы. Аргументация побуждает слушателей к творческому осмыслению темы, приглашает к диалогу и дискуссии.
При изложении основной части выступления оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него «нанизывались» все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные его аспекты.
Если у слушателей нет достаточных теоретических знаний по тематике выступления и навыков абстрактного мышления, то лучше использовать метод индукции: от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обобщению. При дедуктивном методе, наоборот, от общих закономерностей переходят к детальным характеристикам и оценкам конкретных процессов и явлений.
Слайд 5
МЕТОДЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА
Существует, также, 1) ступенчатый метод, когда
материал очередного вопроса базируется на предыдущем;
2) концентрический — рассмотрение
данного явления со всех сторон;
3) спиральный — переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу;
4) хронологический — рассмотрение процесса или явления в становлении;
5) логический — системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории;
6) сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий;
7) анализ проблемы.
В речи нередко используется такой речевой прием, как смена аспектов в процессе аргументации: посмотреть на проблему с другой стороны; оставить в стороне технический аспект предмета и рассмотреть его с экономических, социальных или иных позиций.
Слайд 6
Если оратор предполагает, что слушатели мало склонны принимать
выдвигаемые доводы, то самые убедительные и интересные для них
аргументы он переносит в начало основной части. В других же случаях сильнейшие аргументы приводятся «под занавес», поскольку готовность слушателей согласиться с выводами при этом постепенно возрастает.
Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т.д. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией. Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает.
Интересен прием диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: «Мне могут возразить...» или «Иногда спрашивают …»
На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подводится итог выступления. Здесь также
имеются свои особенности. Если оратор не вписался в регламент, то он вынужден прервать выступление на полуслове, что придает речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая основная часть выступления.
Заключение должно быть естественным и вытекать из содержания и коммуникативной цели выступления, иначе придется прибегать к искусственным фразам типа: «А теперь мне хотелось бы перейти к заключительной части выступления».
В качестве рекомендаций можно предложить следующие варианты (речевые приемы) заключения:
Слайд 8
изложить основную мысль выступления в виде тезисов;
сделать заключительные
выводы (заключительный вывод) из своих высказываний;
высказать свое личное отношение
к содержанию выступления;
указать на еще не решенные проблемы;
апеллировать к слушателям (предостережение, пожелание, призыв к действиям и т.д.);
привести остроумное высказывание;
сославшись на регламент, поблагодарить за внимание и предоставленную возможность изложить перед слушателями свои мысли.
Структура монолога может реализовываться в конкретном выступлении через тот или иной план речи, увязывающий три ее составные части.