Слайд 2
Традиционная тувинская семья
Слайд 3
Тувинцы- традиционно очень
детолюбивый народ
Тувинцы- традиционно очень
детолюбивый
народ
Слайд 4
Актуальность и новизна темы
Проблема культуры наречения новорожденного в
современной тувинской семье мало или почти не изучена.Как выбирают
имя, какие обычаи соблюдают в семьях, каково влияние духовенства, отношение людей к выборе имени? Эти вопросы представляют большой интерес.
Слайд 5
Цель
Изучить обряды и обычаи тувинцев, связанные с наречением
новорожденного, отношение к выбору имени в современных тувинских семьях.
Поднять некоторые вопросы о семейной культуре по поводу рождения ребёнка.
Слайд 6
Задачи:
Изучение научных работ и статей
Составить список всех антропонимов
на территории села
Изучить значения и способы образования некоторых современных
имён. Выявить, насколько знают носители имён о происхождении и значении своего собственного имени.
Выявить уровень влияния буддизма на выбор имени.
Слайд 7
Достижение целей и задач связано с применением следующих
методов:
изучение научных источников
изучение антропонимов своего села
анкетирование
интервью
Слайд 8
Практическая значимость
Работа рассчитана на педагогов, воспитателей,
а
также читателей, интересующихся этой проблематикой.
Читатели и родители могут
использовать в воспитании у детей духовно-нравственной культуры.
Может помочь школьникам, изучающим антропонимику, традиции своего народа.
Слайд 9
По тувинскому обычаю кому давали право нарекать именем?
Старшему
из родственников, обычно седовласый старец, или уважаемому гостю
Человеку, обрезавшему
пуповину при родах (хин авазы).
Близкому родственнику
Ламе-предсказателю
Слайд 12
По значению личные имёна, связанные
с буддизмом, разделяются
на 6 групп:
Имена буддийских божеств, святых – хранителей учения
Имена, выражающие буддийские философские понятия
Названия буддийских священных книг
Атрибуты и предметы буддизма
тибетское название дня недели или планеты
Защищённые имена
Слайд 13
Значение личного имени и обычаи наречения новорожденного:
Табуирование имени
Имена – эвфемизмы
Слайд 16
Имена-эвфемизмы
Обмануть злых духов», (кажарлаан аттар)
«Аза будалдырар»
Добрые
пожелания
Чтобы прославить свой род
Имя отражает желание видеть в
ребёнке хорошие черты характера
Слайд 19
Изучили имена детей, родившихся в 2002-2009 годах. Всего
антропонимов 75.
Кто нарекал именем?
-Родители сами- 27-54 %
-Врач-7-14
%
-Брат или сестра-5-10 %
-Старшие из родственников- 3-6 %
-Бабушка или дедушка -3-6 %
Другой или случайный человек – 1 –4 %
Лама -3 -6 %
Слайд 20
Почему так нарекли? Какое значение имеет имя?
-Добрые пожелания
– 45% Мирослав.Кан-Демир, Аюш, Кудер, Болат, Арзылан, Тажы, Сергек,Чоргаар.
-Потому,
что имя красивое -26 % Ай-Хаана,Чайхаана,Лиана,Чайынды,Даяна,Роланда,Амилия
-По тувинскому обычаю – 10 % Очур,Аюуш,Серенмаа,Кежик,Артыш
-19 % - не знают значение или происхождение своего имени.
Слайд 21
Имена детей до 10 лет -33.
-12 имён придумали
или сочинили сами родители: Аюсана,Айхана,Емчурка…
-Заимствованные имена-12 Кристина.Диана,Алсу.Сюзанна,Ева,Зураб…
-Исконно тувинские имена
–4 Дарый,Кан-Демир.Субудай,Хорагай
-русского происхождения 5.
Слайд 22
Всего опрошено 75.
1.Кто нарекал именем? 48 %- родственники.
35 % ответили, что родители. 17 % учащихся не
знают, кто дал ему имя.
2.На вопрос, почему так назвали? 56 % учащихся не знают о происхождении собственного имени.
3. Нравится ли тебе твоё имя? 79 %-нравится, 21 % -не нравится.
4. Какие личные имена тебе больше всего нравятся? Многим нравятся такие имена: Ариана, Арина,Александр,Денис,Михаил. Из тувинских имён –Чаяна,Хорагай, Анай-Хаак, Кудер,Буян.
Слайд 24
Выводы:
1.Наречение у тувинцев имело глубоко символическое значение, люди
верили в сокровенную связь между нареченным именем и судьбой
ребёнка. Наречение ребёнка имеет смысл таинственности. В тувинских семьях к обычаям и обрядам наречения относились очень тщательно, ответственно.
2. Во многих семьях села к выбору имени подходят неосознанно, утрачена связь поколений. Сужается круг тувинских имён. Родители, особенно молодые, мало знают об обычаях своего народа. «С познания самого «я» начинается познание малой родины, истоков семьи.» В современных семьях на низком уровне воспитывается эта истина