Слайд 2
СЕМЬЯ
3
4
+
СТОРОНЫ СВЕТА
УГЛА ДОМА
СТИХИИ ПРИРОДЫ
СВЯТАЯ
ТРОИЦА
= СЕМЬ + Я
Слайд 4
Загадка
Шли муж с женой,
брат с сестрой,
да
шурин с зятем.
Много ли всех?
Трое
Слайд 7
Покровитель двора,
помощник домового.
Подношения – хлеб с
солью
этому мохнатому дедушке
приносят на вилах и
оставляют
в яслях.
ДВОРОВЫЙ
Слайд 8
Голый старичок с радужными глазами, который обитает в
нетопленой бане и исчезает, едва там начинают париться.
БАННИК
Слайд 9
ЧУР
Древний бог очага, хранитель земельных владений. Очаг и
теплая изба – место его обитания. Его изображение –
деревянная чурка.
Слайд 10
Злой домашний дух в виде деревянной или тряпичной
куклы. По ночам пугает хозяев стуком, треском, одним словом
– чудит.
ЧУДИНКО
Слайд 11
ДОМОВОЙ
Покровитель дома,
добрый дух. Его называют «хозяин». 7 февраля на Ефрема
Сирина его кормят кашей.
Слайд 12
ШИШ
Этот дух живет в овине. Голова у него
с кулачок. Нос длинный и вертлявый – словом, похож
на кукиш.
Слайд 13
Вечерний дух в образе доброй старушки с ласковыми
руками. В сумерках бродит под окнами, а когда стемнеет
приходит к детям, закрывает им глаза, гладит их по голове.
ДРЁМА
Слайд 14
Поместья мирного незримый покровитель
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни
селенье,лес,и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель. А.С.Пушкин
«Домовому»
Слайд 23
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ
– родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И
в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Слайд 24
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Где бы мы ни были, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас встретит с любовью
и нежностью
Наша пристань — родительский дом.
Припев:
Родительский дом — начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал,
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет!
Если вдруг мы с тобою когда-нибудь
Позабудем родительский дом,
То не стоит искать оправдания-
Оправдания мы не найдём.
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись.
Мы пред ними в долгу неоплаченном.
Помни свято об этом всю жизнь!
Слайд 25
«Лето Господне »
и «страна Кустодия»
Параллели в творчестве
И.С.Шмелева и Б.М.Кустодиева
Слайд 27
-И «страна Кустодия», и Россия Шмелева сотворены по
одним и тем же законам.
-Их творчество объединяет не
просто внешнее сходство образов, сюжетов, а глубокое духовное родство, ретроспективность изображения лежит в основе их произведений.
-Если открыть оглавление «Лета Господня» и перечислить названия полотен Кустодиева, то будет ясно, что в основе хронотопа их творений – русский месяцеслов. «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» - картины Кустодиева. Действие романа Шмелева также движется по кругу: от Великого поста к масленице, после которой снова – Великий пост. В центре внимания обоих художников Праздник как концентрация, смысл народной жизни.
Слайд 28
Обратимся к картинам Б.М.Кустодиева и сопоставим их с
фрагментами из романа И.С.Шмелева «Лето Господне».
Слайд 29
Какой же великий торг!
Широкие клетушки на санях, -
все клюква, клюква, все красное.
А вот капуста. Широкие
кади на санях, кислый дух. Золотится от солнышка, сочнеет.
А вот и огурцами потянуло, крепким и свежим духом, укропным, хренным. Играют золотые огурцы в рассоле, пляшут.
Везде – баранка. Высоко, в бунтах. Манит с шестов на солнце, висит подборами, гроздями.
- Ешь, Москва, не жалко!..
(«Постный рынок » )
Слайд 30
Белый собор сияет. Золотые кресты сияют – священным
светом. Все в золотистом воздухе, в дымном – голубоватом
свете: будто кадят там ладонном. Что во мне бьется так, наплывает в глазах туманом? Это мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы…и дымные облачка за ними, и эта моя река, и черные полыньи, в воронах, и лошадки, и заречная даль посадов…- были во мне всегда.
( «Постный рынок »
Слайд 31
Голубчики мои, ро-димыи…еще чуток, еще!..накры-ы-ли-и…отбили Галочку!..Вот те Христос,
от-били!..
Неужели отбили Галочку?!. А я и не видал…радость такую…отбили
Галочку! Я будоражно одеваюсь, путаю сапоги, - нет, так и не поспею. Все на дворе кричат: «Галочку отбили!.. семерых накрыли!..» Слышу голос отца: «Свалишься, старый хрыч! Сейчас слезай, а то за ворот сволоку!..» И Горкин залез на крышу! Такая у него слабость к голубям, себя не помнит.
(« Радуница » )
Слайд 32
Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово,
как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны –
вызывает оно во мне; пылающие речи, синеватые волны чада, в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньки. Или с детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось- «масленица»?
( « Масленица» )
Слайд 33
Показательно, что из стана критиков по адресу и
художника, и писателя раздавались одинаковые упреки: а была ли
«страна Кустодия» или Россия Шмелева?
Один из критиков назвал Шмелева «Почвенником – фантазером», сам писатель говорил так: « Я сказку былого себе сказывал…»
Кустодиев же говорил о своем творчестве так: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии. Они производят впечатление действительной жизни, которую я , однако, никогда не видел и которая никогда не существовала» .
Да, конечно, Кустодиев и Шмелев отобразили праздничную, идеальную, чаемую Россию, а И.А.Бунин, например, видел её совсем иной. У нас же есть возможность выбора: Россия Кустодиева, Шмелева, Левитана, Чехова, Некрасова, Блока, Набокова…