Слайд 2
Цели и задачи лекции
Цель лекции – сформировать у
студентов следующие умения:
Определение религиозных течений
Владение религиозной терминологией
Задачи лекции –
ознакомить студентов с историей возникновения и основными положениями ислама, а также дать историко-культурологическую характеристику основателя данного учения.
Слайд 3
Компетенции, которые должен приобрести студент в результате изучения
данной темы
Анализ и прогнозирование общественного и политического процесса в
Азии через призму представлений о человеке и личности в конкретном регионе.
Адекватное восприятие представителей других культур и традиций.
Свободное ориентирование в терминах теорий личности и религиозных понятиях.
Слайд 4
Содержание
Ключевые понятия
Учебный материал
Рекомендуемая литература
Слайд 5
Ключевые понятия
Религия (от la. religio — «святыня», набожность,
благочестие) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в
существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера — основной признак и элемент любой религии. Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Ислам (араб. الإسلام, от корня син-лям-мим, al-Islām — покорность Богу (Аллаху), покорность воле Бога) — одна из мировых религий. Ислам — монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и христианством входит в группу авраамических религий. Ислам в своей концепции представляет себя как единую религию одного Единого Бога, Который создал всё сущее, а также первого человека — Адама, и посылал на Землю Своих пророков, одного за другим, чтобы они призывали свои народы к единобожию и остерегали их от поклонения кому-либо кроме Единого Бога (Аллаха). Приверженцы ислама называются мусульманами.
Слайд 6
Учебный материал
Мусульмане считают Мухаммеда (570 – 632 гг.)
последним из пророков. Первыми были Адам и Ной, затем
Авраам и Моисей и, наконец, царь Давид и Иисус из Назарета. В Коране содержится оговорка относительно того, что откровения Мухаммеда подтверждают учение ранних пророков. Мухаммед, как и Иисус Христос, не считал себя основателем новой религии. Он называл себя провозвестником, призывающим людей вернуться к истинной вере.
Как и другие монотеистические религии, ислам позволяет давать самые различные толкования его основных положений; точно также очень по-разному можно осуществлять и их практическую реализацию. Благодаря влиянию многочисленных этнических и национальных факторов, существованию различий во взглядах ученых-богословов, а также деятельности отдельных сект ислам отличается необыкновенным богатством мысли. Вследствие этого любое обобщенное представление о нем оказывается верным лишь частично.
Слайд 7
Основные положения ислама
Мусульмане молятся тому же Богу (на
арабском языке он называется Аллах), что христиане и евреи.
«Ислам»
в буквальном переводе с арабского означает «предание себя Богу». Жизнь человека, проявляющего покорность Богу и живущего праведной жизнью, полна гармонии и смысла.
Каждого мусульманина после смерти ждет Судный день, во время которого определяется его нравственная добродетель. Главная обязанность каждого мусульманина — это забота о нуждающихся, сиротах, вдовах и об угнетенных.
Слайд 8
Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый как
откровение, которое Бог через архангела Гавриила диктовал в течение
двадцати лет, начиная с 610 г., жившему в Мекке купцу Мухаммеду ибн Абдалла (пророку).
Шариат, или канонический исламский закон, основан на Коране, на преданиях о жизни и деяниях пророка, а также научных интерпретациях. Шариат диктует нормы поведения во всех областях личной, общественной и гражданской жизни.
Учение и обрядовость ислама опираются на пять столпов, т.е. обязанностей, которые Бог предписал человеку. Они включают в себя: веру в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник его, пятикратное ежедневное совершение молитвы, милостыню в пользу бедных, пост в месяце Рамадан, поломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.
Слайд 9
Арабы ведут свое происхождение от Авраама через его
сына Исмаила от невольницы Хаджар (библейское имя—Агарь), точно так
же, как евреи считают себя потомками Исаака, сына Сары. Данное обстоятельство важно потому, что как мусульмане, так и евреи (а также христиане) верят в то, что Бог повелевал Аврааму идти в Ханаан, Землю обетованную, обещая, что их потомки поселятся на этой земле и станут избранным народом.
Мусульмане верят в то, что Иисус был главным пророком, но не допускают возможности того, что у Бога мог быть сын. Они согласны с тем, что Иисуса родила девственница и что он вознесся на небеса, но не верят в то, что он был распят на кресте, а затем воскрес.
Согласно мусульманским преданиям, первый алтарь в честь Бога был воздвигнут в Мекке Адамом, а позднее перестроен Авраамом и Исмаилом. Мечети в Медине и Мекке, двух городах, где жил Мухаммед, считаются наиболее святыми местами. Третье — самое святое место — мечеть Аль-Акса. Она построена на том месте, которое в действительности или во сне посетил пророк Мухаммед, где он молился вместе с Иисусом и другими пророками, а затем вознесся на седьмое небо в сопровождении Гавриила.
Слайд 10
Исламская концепция джихада часто упрощенно приравнивается даже самими
мусульманами к священной войне. Правильный перевод слова «джихад» —
«усилие» или «борьба за веру». Для большинства мусульман «большой джихад», или «джихад сердца», означает попытку индивидуума сохранить добродетель или борьбу с собственными недостатками. «Малый джихад», или «джихад меча», означает защиту ислама от тех, кто на него нападает, или, другими словами, борьбу с неверными.
Мусульмане различают войны справедливые и несправедливые. Справедливыми считаются войны во имя Аллаха, оборонительные и против тирании. Недопустимы войны, ведущиеся ради любых других целей, например для завоевания чужих территорий. Существуют определенные правила ведения войны. Так, нельзя нападать на тех, кто не участвует в боевых действиях. Не разрешается жестокое обращение с военнопленными. По словам Халеда Абу аль-Фадла, живущего в Америке эксперта по исламскому законодательству, исламские юристы «настаивают на том, что, даже если враги пытают и убивают мусульманских заложников, мусульманам запрещено делать то же самое».
Слайд 11
Положение женщин в исламе
Королева Иордании Hyp так охарактеризовала
положение женщин в исламе:
«Мало кто на Западе отдает
себе отчет в том, что еще в VII в. ислам предоставил женщине такие политические, юридические и социальные права, о которых в ту пору в Европе и не слышали. Больше того, даже в XX в. женщины США и многих других стран все еще борются за некоторые из тех прав, которые предоставлены мусульманкам в соответствии с Кораном. Уже в самом начале своего существования ислам провозгласил ряд совершенно новых для той эпохи прав, такие как равные права мужчины и женщины на образование, право женщины иметь и наследовать имущество, вести бизнес, запрет на принудительное замужество и, наконец, равенство мужчины и женщины перед Богом. И это в то время, когда весь остальной мир считал женщину одушевленным имуществом».
Слайд 12
Положение женщин в исламе
Целый ряд стран, такие как
Индонезия, Индия, Пакистан, Бангладеш и Турция, значительную часть населения
которых составляют мусульмане, в разное время имели правительство, возглавляемое женщинами.
Слайд 13
Раскол ислама
После смерти в 632 г. Мухаммеда в
рядах последователей ислама начались распри. Борьба между кандидатами на
пост преемника расколола ислам на два лагеря. Большая часть исламистов, которые позднее образовали основное течение в исламе и стали называться суннитами, поддержала отца любимой жены Мухаммеда — халифа Абу Бакра. Другая часть приверженцев ислама, из которых впоследствии образовалось второе по значению течение — течение шиитов, выступила на стороне зятя Мухаммеда, праведного халифа Али ибн Абу Талиба.
Слайд 14
В большей части регионов с мусульманским населением большинство
составляют сунниты. Однако в таких странах, как Иран, Ирак,
Бахрейн и Ливан, преобладают шииты, которые весьма влиятельны также в Сирии, Азербайджане и Южной Азии. Этот раскол — не просто облеченное в деликатную форму расхождение во мнениях. Шиитское меньшинство, проживающее в странах с преобладающим суннитским населением, часто и весьма обоснованно жалуется на нетерпимость и дискриминацию. Для суннитов экстремистского толка шииты — вообще не мусульмане.
Слайд 15
Рекомендуемая литература
Идеология "мусульманского национализма": аналитический сборник / А.
А. Алиев ; Ин-т науч. информации по обществ. наукам
РАН. - М. : ИНИОН РАН, 2008. - 104 с.
Кардини Ф. Европа и ислам. История непонимания / Ф. Кардини; [пер. с итал. Е. Смагиной, А. Карловой, А. Митрофанова]; Междунар. фонд гуманитар. исследований "Толерантность". - СПб. : Александрия, 2007. - 332 с.
Лимэн О. Введение в классическую исламскую философию / О. Лимэн ; пер. с англ. Г. М. Северской. - М. : Весь Мир, 2007. - 280 с
Родионов М. А. Ислам классический / М. А. Родионов. - СПб. : Азбука-классика : Петербургское Востоковедение, 2008. - 224 с.
Силантьев Р.А. Ислам в современной России: энциклопедия / Р. А. Силантьев. - М. : Алгоритм, 2008. - 576 с.
Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях / сост.: Дж. Ньюзнер; [пер. с англ. Г. Ястребова]. - 2-е. изд. - М. : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2007. - 123 с.
Суфийская мудрость / сост. В. В. Лавский. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2007. - 320 с.
Уинтл Д. История ислама: подробный справочник по истории / Д. Уинтл ; [пер. с англ. А. Г. Георгиева]. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 304 с.