Слайд 2
История зороастризма
Зороастри́зм, также маздеи́зм одна из древнейших мировых
религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры полученном
им от Бога —Ахура Мазды В основе учения Заратуштры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В Древности и Раннем Средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана.
Слайд 3
Хронология
Архаичный период (до 558 до н. э.): время
жизни пророка Заратуштры и существования зороастризма в форме устной
традиции;
Ахеменидский период (558—330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов,
создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма;
Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. — 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства, буддизм значительно потеснил зороастризм в империи Кушанов;
Сасанидский период (226—652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты, развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями;
Исламское завоевание (652 н. э. — середина XX века): упадок зороастризма в Персии, гонения на последователей зороастризма, возникновение парсийской общины Индии из эмигрантов из Ирана, литературная деятельность апологетов и хранителей традиции под властью мусульман.
Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.
Слайд 4
Зороастризм является догматической религией с развитой ортодоксией, сложившейся
во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и
отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии.
Слайд 5
Аша и Друдж
В основе этического учения зороастризма противопоставление
двух поянтий: Аша и Друдж.
Аша - это закон
вселенской гармонии, истина, правда, добро. Отец Аши - Ахура Мазда.
Друдж - это антитеза Аши, буквально «ложь», разрушение, деградация, насилие, грабёж, коррупция. Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло
Слайд 6
Ахура Мазда
Аху́ра Ма́зда, Орма́зд - имя Бога, Творца
мира в зороастризме, от которого получил откровение пророк Заратуштра.
Слайд 7
Имя образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские
корни
Ахура - представляет собой соответствие древнеиндийскому asura «Властелин», эпитету
многих богов в Ригведе, прежде всего Варуны. Асуры - это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам». В индийской традициии в дальнейшем подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры
Слайд 8
Имя образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские
корни
Мазда - с праиндоевропейского «утверждающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый».
Индийское соответствие medhā «разум», «мудрость». Этот более оригинальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования зороастрийского самоназвания mazdayasna- «почитающий Мазду», «маздеист».
Слайд 9
Таким образом имя Ахура Мазда можно условно перевести
как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость», «Владыка мысли».
Слайд 10
Ангра-Майнью
Ангра-Майнью, в некоторых источниках встречается под именем Ахриман
(древнеперсид. Ahriya mainyus «всеуничтожающий дух») — олицетворение зла в зороастризме.
В древнеперсидских клинообразных письменах носит эпитет duwaista, т. е. «ненавистный». Ахриман родной брат Ормузда. Ахриман не обладает самостоятельной творческой силой, как Ормузд (Ахура мазда), но во всякое чистое и доброе творение Ормузда он может заронить зерно зла. Поэтому он является источником вредных сил природы, болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей; к нему вообще сводятся все физические и моральные бедствия.
Слайд 11
Ангра-Майнью
Ему покорны все даевы (Дэвы), т. е. духи
зла, он властелин смерти и мрака и представляется, таким
образом, противовесом и вечным врагом Ормузда и его блаженного царства света.
Слайд 13
Огонь и свет
Согласно учению зороастризма, свет
является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая
обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету - источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они предают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Тем не менее не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет. По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие, как духовное, так и телесное
Слайд 14
Иерархия огней в зороастризме
Березасаванг (Высокоспасительный) - горящий перед
Ахура Маздой в раю.
Вохуфриян (Благодружественный) - горящий в телах
людей и животных.
Урвазишт (Приятственнейший) - горящий в растениях.
Вазишт (Действеннейший) - огонь молнии.
Спаништ (Святейший) - обычный земной огонь, в том числе и огонь Варахрам (Победоносный), тот, что горит в храмах.
Слайд 15
Священные огни
Адур-Гушнасп (в Азербайджане в Шизе, огонь священников)
Адур-Фробаг
(Фарнбаг, огонь Парса, огонь воинской аристократии и Сасанидов)
Адур-Бурзен-Михр (огонь
Парфии, огонь крестьян)
Слайд 16
Обряд погребения
Традиционным способом погребения у сохранившихся общин зороастрийцев
Ирана и Индии является выставление. Труп оставляется на открытом,
специально подготовленном месте или в специальном сооружении — «дахме» — для утилизации птицами и собаками. Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Ахримана в земном мире.
После очистки скелета от мягких тканей и
высушивания костей они складываются в урны.
Слайд 17
Собака
Особым уважением у зороастрийцев пользуется
это животное. Это во многом связано с рациональным мировоззрением
зороастрийцев: религия отмечает реальную пользу, которую приносит собака человеку. Считается, что собака может видеть злых духов (дэвов) и отгонять их. Ритуально собака может быть приравнена к человеку, умершей собаки касаются и нормы погребения людских останков. Собакам посвящены несколько глав в Вендидаде, выделяющие несколько «пород» собак:
Пасуш-хаурва - стерегущая скот, овчарка
Виш-хаурва - стерегущая жильё
Вохуназга - охотничая (идущая по следу)
Тауруна (Драхто-хунара) - охотничья, дрессированная
К «роду собак» также относят лис, шакалов, ежей, выдр, бобров, дикобразов. Напротив, волк считается животным враждебным, порождением дэвов.