Слайд 2
Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в
мире культуры. Культура и цивилизация.
Внешняя и внутренняя культура.
Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения.
Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.
Слайд 3
По Цицерону философия является «культурой ума», тонким инструментом
для познания окружающего мира.
Цицерон (Cicero) Марк Туллий (106-43 до
н.э.)
Слайд 4
Понятие культура в истории философии
Средние века: К. -
это богоподобие человека, его служение Богу, терпение и смирение.
Эпоха
Возрождения: под культурой стали подразумеваться высокие гуманистические идеалы. Культурным считался свободный, универсально развитый человек, разумный и деятельный.
Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение в ней разума - светлого, цивилизованного начала.
В эпоху Просвещения появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе (Ж. Ж. Руссо).
Слайд 5
Понятие культура в истории философии
Классическая немецкая философия (И.
Кант, Г. Гегель) воспринимала культуру преимущественно как сферу духовной
свободы и деятельности человека.
Классическая марксистская философия XIX в.: понятие культуры стало применяться для характеристики творческих («сущностных») сил человека и совокупных результатов его деятельности.
Слайд 6
Социальная философия на рубеже XIX - XX вв.:
Ф. Ницше остро критиковал культуру и видел в ней
всего лишь средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов;
О. Шпенглер: теория «локальных культур», в которой он отрицал прогресс в истории культуры (выделял и характеризовал 8 локальных культур), переход общества к цивилизации (индустриальное общество) означает кризис и гибель культуры.
Слайд 7
3. Фрейд исходил из идеи наличия вечного и
неустранимого противоречия между человеком и культурой; К. враждебна человеку,
поскольку она ограничивает свободу его действий.
Философия XX в.:
Д. Белл, Р.Арон: К. сводилась к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее.
В докладах Римского клуба (А. Печчеи и др.): необходимость совершенствования самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем.
А. Швейцер: современная К. призвана быть прежде всего «живой этикой», как основание «нового гуманизма».
Слайд 8
Русская философия (Л.Н. Толстой, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев
и др.): понятие К. имело высокое духовное и нравственное
наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами.
И. Н. Крамской.
Портрет Л. Н. Толстого (1873)
Данилевский
Л.Н. Гумилёв
Слайд 9
«Культура» в пер. с лат. - «возделывание», «уход»,
«обработка», «почитание».
Культура - это философское понятие для характеристики
человека как творческого существа, раскрытия его сущностных сил и способностей.
Культура - это все созданное мудрой мыслью и деятельной рукой человека, сотворенный человеком мир,«вторая природа», существующая наряду с обычной природной средой.
Слайд 10
Культура имеет два слоя
Духовная культура: включает совокупные знания
и методы познания, формы мышления (сюда относятся также язык
и общественное сознание, система образования и воспитания человека).
Материальная культура: орудия труда и техника, сами навыки трудовой деятельности, коммуникации и приборы, жилье, продукты питания.
Слайд 11
Формы культуры
Политическая культура - единство политического сознания и
политической деятельности.
Художественная культура как мир произведений искусства, нашедших
свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах и т.д.
Слайд 12
Социальные функции культуры:
Познавательная: помогает получать знания о человеке
и окружающем мире;
Практическая: указывает на то, что культура служит
целям преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков;
Аксиологическая: К. являет собой «вместилище» ценностей, т.е. имеющих социальное значение продуктов духовно-практической деятельности человека - идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов.
Слайд 13
Социализирующая: указывает на особую роль культуры в формировании
человеческого начала в человеке - высоких потребностей и благородных
поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, традициям и нормам, опыту общества) нет и не может быть воспитанного и умелого человека.
Слайд 14
Исторические типы культуры
Первый тип: культура «традиционного» общества (древние
Египет, Китай, Индия; страны «третьего мира»)
господство устойчивых, консервативных традиций
и медленное накопление нововведений;
невысокая степень практического вмешательства человека в природу;
экономика основывается на экстенсивном производстве с низкой эффективностью;
свобода индивида фактически отсутствует, подменена его зависимостью от «целого» в виде общины, коллектива или государства.