Слайд 2
Сегодня мы проводим зрительскую конференцию по фильму Николая
Лебедева «Звезда», она проходит в рамках недели литературы, которая,
по традиции нашего техникума, посвящается годовщине освобождения Валуек от немецко – фашистских захватчиков.
Слайд 3
Позвольте напомнить вам значение слова «конференция»
Конференция –
это собрание для обсуждения и решения каких – либо
вопросов.
Слайд 4
Задачи, которые я поставила перед конференцией, - на
экране:
поклониться великому подвигу советского народа, освободившего мир от фашизма;
поклониться
повести Эммануила Казакевича «Звезда» и её одноимённой экранизации, осуществлённой Николаем Лебедевым;
повести взрослый и искренний разговор патриотизме.
Слайд 5
Итак, задача первая
71 год назад нечеловеческими
усилиями многонационального советского народа была одержана победа над чудовищной
идеологией фашизма, за неё заплачено десятками миллионов жизней.
Имеем ли мы право когда – нибудь забыть об этих жертвах?
Слайд 6
Задача вторая – достоинства повести и её экранизации.
Великой
Отечественной войне посвящено огромное количество литературных произведений разного уровня
и разного качества.
Слайд 7
Есть среди них и такие, про которые выдающийся
советский писатель Виктор Астафьев, сам прошедший войну, написал так:
«Я не был на той войне, что описана в сотнях романов и повестей. К тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был на совершенно другой войне. Полуправда нас измучила»
Виктор Астафьев
Слайд 8
Из каких произведений повесть Эммануила Казакевича «Звезда» -
судить вам
Э Казакевич в войну
Э. Казакевич после войны
Слайд 9
Автор повести «Звезда» Эммануил Казакевич в годы Великой
Отечественной войны был фронтовым разведчиком, не раз пересекал линию
фронта. В 1947 году, по горячим следам событий он воздвиг литературный памятник своим погибшим фронтовым товарищам – написал повесть «Звезда». Памятник оказался исполнен такой высокой скорби, что сам автор обливался слезами, дописывая последние строки повести. Поэт Александр Твардовский, пришедший к нему в этот момент, был просто потрясён увиденным.
Можем ли мы доверять этому автору?
Слайд 10
Книга имела оглушительный успех, молодой писатель был удостоен
Сталинской премии и всенародного почёта. В 1949 году известный
режиссёр Александр Иванов экранизировал повесть, но на экраны она не вышла, потому что Сталин остался недоволен безрадостным финалом и поголовной гибелью героев и требовал, чтобы разведчики, выполнив боевое задание, вернулись без потерь. В результате зритель увидит фильм только через четыре года после смерти Сталина.
Слайд 11
В 2002 году к экранизации повести обратился молодой
российский режиссёр Николай Лебедев, снявший до этого «Змеиный источник»
и «Поклонник». Он признался, что когда перечёл «Звезду», то был в прямом смысле потрясён. «Меня эта история взволновала до дрожи. Самое главное, что эта история не о войне, а о людях, которые оказались в этих страшных условиях». В новом экранном прочтении режиссёр стремился к полному совпадению возрастов героев и исполнителей:
Николай Лебедев
Слайд 12
самому старшему из героев, старшине Аниканову, - всего
30, лейтенанту Травкину – 23, Воробьёву -17…
Слайд 13
Актёров, кроме Алексея Кравченко, искал по всей стране.
На съёмках фильма стремился к натуральности во всём: ни
единого кадра в павильоне, снимали в Подмосковье, где актёрам приходилось ползать по реальным полям, лесам и буеракам.
Героическую историю о подвиге молодых разведчиков Николай Лебедев рассказывает очень бережно, с огромным уважением к подвигу народа, победившего фашизм.
Слайд 14
Когда ему задали вопрос, почему он не сделал
голливудский финал, режиссёр ответил: «Мне тяжело об этом говорить.
Та война была страшна тем, что в ней воевали не профессиональные солдаты, а простые люди. Из тех мальчишек, про которых мы снимали кино, в живых остался только один процент. Да, мы могли бы сделать голливудский финал, но тогда бы получилась история не о тех людях, которых нам сегодня очень не хватает».
Николай Лебедев
Слайд 15
А теперь о самом фильме.
Первые эпизоды: от бомбёжки
вздрагивает икона, стоящая на шкафу.
Возможны ли были эти кадры
в экранизации 1949 года и нужны ли они?
Слайд 16
В одном из эпизодов режиссёр показывает реакцию Воробышка
на убийство пленного немца.
Как вы считаете, зачем режиссёр прибегнул
к этому натуралистическому и не совсем приятному эпизоду?
Слайд 17
Как изображён в фильме образ врага?
( экипировка, карательная
акция «плывущие трупы», умение отслеживать диверсантов, немцы у болота)
Нашим
предкам удалось победить сильного врага?
Слайд 18
Раненый Бражников сказал : «Я отвлеку». Что им
руководило?
Слайд 19
Верите ли вы, что умирающему
Воробышку было важно,
чтобы лейтенант
Травкин вышел на связь?
Слайд 20
Как вы считаете, фашист снял каску
от жары
или по другой причине?
Слайд 21
А надо ли было командованию посылать три разведгруппы
на верную смерть?
Слайд 22
В начале фильма Мамочкин говорит: «Не, ребят, так
стоит жить...»
А так умирать стоит, как умерли они?
Слайд 23
Итак, ребята, мы увидели в фильме высокий и
трагический пример военного патриотизма, напомню: патриотизм – это любовь
и преданность своей родине и народу.
Таких примеров в нашей истории множество, попробуйте их привести.
Слайд 24
То, что нас нельзя победить в войне понял
и враг, и он решил идти другим путём.
Закончилась война,
и Виктор Астафьев, тоже ходивший в разведку, с горечью признался: «На фронте всё просто, там ясно, где враг…»
Выходит, быть патриотом на войне проще, чем в мирной жизни.
А как вы считаете, что значит быть патриотом в мирное время?
Хватило ли у нас такого патриотизма, если страну, давшую отпор фашизму, частично победил враг с именем «коррупция»?
Слайд 25
А у американцев с патриотизмом в мирное время
всё просто: быть патриотом – это значит вовремя проинформировать
соответствующие органы власти о фактах, которые нарушают права налогоплательщиков.
Как вы относитесь к такому пониманию патриотизма?
Слайд 26
А теперь о самом больном.
В стране, заплатившей за
победу над фашизмом 27 миллионов жизней, возрождается национализм. В
Москве, Петербурге, Воронеже то и дело происходят преступления и даже убийства на этнической почве. В Москве зарегистрировано пять неонацистских организаций, обвиняемых в двадцати восьми убийствах!
Слайд 27
Один из недавних «подвигов» нацистов – убийство якутского
шахматиста группой отморозков, которым просто не понравилась его неславянская
внешность.
Давайте представим, что этот шахматист – внук якута из «Звезды», а забивший его отморозок – внук лейтенанта Травкина. Разве за это заживо сгорели на чердаке окружённого дома их деды?!
Слайд 29
И могли ли они предположить, что всего через
семьдесят лет на постсоветском пространстве вновь будут заживо гореть
люди от рук «наследников» Гитлера и Бандеры! Посмотрите на эти два пожара, это история мстит за нашу короткую память (пожар из «Звезды» и пожар в Доме профсоюзов в Одессе)
Дом профсоюзов, Одесса, 10 мая 2014года
Кадр из фильма «Звезда»
Слайд 30
Наверное, это можно было бы как – то
понять, если бы нашу память регулярно не освежали такие
шедевры литературы и кино, как: «Молодая гвардия» Сергея Герасимова по одноимённому роману Александра Фадеева
Александр Фадеев
Сергей Герасимов
Слайд 31
«Восхождение» Ларисы Шепитько по повести
Василя Быкова
«Сотников»
Василь Быков
Лариса Шепитько
Слайд 32
«Судьба человека» Сергея Бондарчука по одноимённому рассказу Михаила
Шолохова
Михаил Шолохов
Сергей Бондарчук
Слайд 33
«Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка по одноимённому роману
Василия Гроссмана
Василий Гроссман
Сергей Урсуляк
Слайд 34
И в завершение: в обществе пока нет единого
мнения относительно экранизации тех произведений, которые уже имеют свои
экранные версии. Одни считают, что каждое поколение имеет право на своё прочтение классики, другие склонны считать, что к экранизации классики могут быть допущены личности, равные по масштабу и опыту авторам произведений. Николая Лебедева, в частности, окрестили конъюнктурщиком, когда он накануне шестидесятилетия Великой Победы приступил к экранизации «Звезды». Дескать, беспроигрышный вариант признания.
Вопрос к аудитории. Как вы относитесь к стремлению режиссёров экранизировать классику, уже поставленную в кино? Можете опираться на три версии экранизации «Мастера и Маргариты», три версии «Тихого Дона», две версии «Звезды».
Слайд 35
Если Николай Лебедев на современном киноязыке пересказал современникам
«Звезду» и нарисовал дьявольский портрет фашизма, и это не
останавливает ультраправых радикалов в Украине, если Сергей Урсуляк совсем недавно напомнил «анатомию" гражданского противостояния в «Тихом Доне», и это тоже пока не ослабляет проблемы в Украине, то что же было бы, если бы эти проблемы киноискусство не поднимало вообще?!