Слайд 2
Пабло Пикассо родился 25 октября 1881
года в городе Малага, анадалузской провинции Испании.
Слайд 3
Пикассо - фамилия матери, которую и
взял Пабло, поскольку фамилия отца казалась ему слишком обыденной,
к тому же отец Пикассо, Хосе Руис, сам был художником.
Слайд 4
Пабло рано проявил талант к рисованию.
Уже с 7 лет он учился у своего отца
технике рисования, который сначала поручал ему дописывать лапки голубей на своих картинах. Но однажды, доверив тринадцатилетнему Пабло дописать довольно большой натюрморт, он был настолько поражен техникой сына, что, по легенде, сам бросил заниматься живописью.
Слайд 5
В возрасте 13 лет он с блеском поступил
в Барселонскую Академию художеств. На подготовку к экзамену, обычно
занимавшую у студентов месяц, у Пикассо ушла неделя. Он поразил комиссию своим мастерством и был принят в Академию несмотря на свой юный возраст. Отец Пикассо совместно с его дядей решили послать Пабло в Мадридскую академию "Сан Фернандо", считавшуюся на тот момент самой передовой Школой искусств во всей Испании. Так, Пабло в 1897 году в возрасте 16 лет приехал в Мадрид. Однако занятия в Школе искусств продлились недолго, меньше года, и Пабло был захвачен всеми другими прелестями мадридской жизни, а также изучением работ впечатливших его тогда художников - Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, и в особенности Эль Греко.
Слайд 7
Коллекция ранних работ Пикассо находится в Барселоне, в
музее Пикассо. Самые известные из них:
Первое
причастие (1896г).
Она была создана 15-летним Пикассо по совету отца для Выставки изящных искусств
(Техника: Холст, масло
Размеры: 118 х 166 см)
Слайд 8
Автопортрет (1896г)
(Техника: Холст, масло)
Слайд 9
Портрет матери художника (1896г)
(Техника: Бумага, пастель)
Слайд 10
Еще работы 1896 года
Девочка с куклой
Голова девушки
Слайд 11
Портрет отца художника
Бои быков
Слайд 13
"Голубой" период (1901-1904)
Работы, созданные Пабло Пикассо
между 1901 и 1904, относят к «голубому» периоду, так
как в картинах этого периода у Пикассо преобладали акценты синего цвета. Но это далеко не единственная особенность.
Слайд 14
В это время молодой Пикассо находит
свой собственный художественный язык, впервые ярко проявляется индивидуальность мастера:
мы уже имеем дело с проявлением истинной индивидуальности художника. В первых картинах, созданных Пикассо в Париже, отмечаются черты импрессионизма, постимпрессионизма, академизма. Сейчас же Пикассо создает нечто принципиально новое. В картинах Пикассо появляется обобщенная трактовка образа. Пикассо убирает из композиции все лишнее и оставляет только главное, предельно способствующее раскрытию авторского замысла, передаче эмоционального состояния.
Слайд 15
В картинах Пикассо появились достаточно жесткие
контуры фигур, мастер перестал стремиться к "трехмерности" изображений, стал
уходить от классической перспективы. И постепенно многоцветность уходит с полотен Пикассо, уступая место пронзительному по своему эмоциональному настрою голубому цвету. «Голубой – это цвет всех цветов» - любил говорить Пикассо. В работах ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали. На картинах изображены изнеможенные скорбью и страданием люди.
Слайд 16
«Жизнь» (1903г)
(техника: холст, масло)
Слайд 17
«Завтрак слепого»
(1903г)
(техника: холст, масло)
Слайд 18
«Старый еврей с мальчиком»
(1903г)
(техника: холст, масло)
Слайд 19
Одним из самых ярких произведений переходного периода от
«голубого» к «розовому» считается картина Пикассо «Девочка на шаре»
(1905г)
(техника: холст, масло)
Слайд 20
"Розовый" период (1904 - 1906)
Художник отдавал
предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами были странствующие
комедианты, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных. Печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка и колорит его картин стали определять нежные розовые, охристые, красные тона.
Слайд 21
«Семейство комедиантов» (1905г)
(техника: холст, масло)
Слайд 22
«Акробат и молодой Арлекин»
(1905г)
(техника: холст, масло)
Слайд 23
«Девочка с козлом»
(1906г)
(техника: холст, масло)
Слайд 24
"Африканский" период
(1907 - 1909)
1906
год Пабло Пикассо работает над портретом Гертруды Стайн. Он
переписывал портрет около восьмидесяти раз, пока однажды в ярости не бросил кисть и не вымолвил: «Я перестал вас видеть, когда смотрю на вас». На этом работа была прекращена. Это был переломный момент творчества художника, когда он отходит от конкретных образов людей и изображает человека в общем, это был период осознания формы как самостоятельной структуры.
Слайд 25
Пикассо требовалось подтверждение своего творчества в
общем потоке мировой культуры, ему нужны были новые впечатления
для обогащения творческой энергии. И он нашел воплощение своих порывов в открытых миром и наукой африканских традициях, культуре. Что послужило новым толчком для развития творчества художника. Особое внимание он уделял африканской скульптуре и маске, считая их наделенными магической силой и в то же время, находя их формы до гениальности простыми. И, похоже, именно такое «африканское» увлечение и определили окончательный вариант портрета Гертруды Стайн.
Слайд 26
«Портрет Гертруды Стайн» (1906г)
(техника: холст, масло)
Слайд 27
В 1907 году появилась знаменитые "Авиньонские
девицы". Над ними художник работал больше года - долго
и тщательно, как не работал до этого над другими своими картинами. Первая реакция публики - шок. Матисс был в бешенстве. Даже большинство друзей не приняли эту работу. "Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином", - говорил художник Жорж Брак, новый друг Пикассо. Скандальная картина, название которой дал поэт А. Сальмон, была первым шагом живописи на пути к кубизму, а многие искусствоведы считают ее отправной точкой современного искусства.
Слайд 28
«Авиньонские девицы»
Эта картина, написанная в 1907
году и ставшая значительным этапом на личном творческом пути
художника, во многом определила судьбу изобразительного искусства вообще. Не смотря на то, что полотно впервые увидело свет лишь тридцать лет спустя после написания, оно явилось миру открытой дверью в авангард.
Слайд 29
Кубизм (1909 – 1917гг)
В "кубическом" периоде Пикассо
выделяют несколько этапов:
* «Сезанновский» кубизм
* «Аналитический» кубизм
*
«Синтетический» кубизм
Слайд 30
«Бидон и миски»
(1908г)
(техника: картон, масло)
«Сезанновский» кубизм
Слайд 31
«Три женщины»
(1908г)
(техника: холст, масло)
«Сезанновский» кубизм
Слайд 32
«Портрет Амбруаза Воллара»
(1910г)
(техника: холст, масло)
«Аналитический» кубизм
Слайд 33
«Скрипка и гитара»
(1913г)
(техника: холст, масло)
«Синтетический» кубизм
Слайд 34
Неоклассицизм (1918 – 1925гг)
Весной 1917 года
поэт Жан Кокто предложил Пикассо сделать эскизы костюмов и
декорации к будущему балету. Художник отправился работать в Рим, где влюбился в одну из танцовщиц Дягилевской труппы - Ольгу Хохлову. Они поженились в 1918 году, а в 1921-м у них родился сын Поль.
Слайд 35
В это время его полотна очень
далеки от кубизма; на них: ясные и понятные формы,
светлые тона, правильные лица.
Пикассо активно критиковали за смену стиля, как прежде критиковали за кубизм. На эти обвинения он ответил в одном из интервью: "Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано".
Слайд 36
«Портрет Ольги в кресле» (1917г)
(техника: холст, масло)
Самая выразительная
картина этих лет
Слайд 37
«Купальщицы»
(1918г)
(техника: холст, масло)
«Реалистический период»
Слайд 38
Сюрреализм (1925 – 1936гг)
Пикассо никогда
не был приверженцем одного стиля в искусстве, вся его
жизнь прошла в творческих исканиях. В 1925 году поиски новых способов, форм и приемов отображения мира глазами художника привели его к сюрреализму.
Во многом этому повороту способствовала атмосфера разрушающейся семейной жизни испанского художника и русской балерины.
Слайд 39
Вдобавок ко всему, в 1927 году
Пикассо встречает свою новую музу – Марию-Терезу Вальтер, с
которой практически сразу и начинает встречаться, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте. К слову, с первой женой Пикассо так и оставался в официальном браке, вплоть до ее смерти в 1955 году. Все перипетии взаимоотношений с двумя женщинами в дальнейшем и станут объяснением переменчивого настроения его работ периода сюрреализма.
Слайд 40
«Три танцора»
(1925г)
(техника: холст, масло)
Слайд 41
«Женщина с цветком»
(1932г)
(техника: холст, масло)
Слайд 42
«Девушка перед зеркалом»
(1932г)
Он приобрел для Марии
Терезы Вальтер замок Буажелу, и там она стала его
единственной моделью и героиней нескольких его известных работ
Слайд 43
В 1930-1934 годах Пикассо увлекается скульптурой и создает
ряд скульптурных работ в духе сюрреализма
Скульптура «Голова женщины»
(1932г)
Слайд 44
Война в Испании. Герника. Вторая мировая война (1937-1945)
Начиная с 1930-х годов в творчестве Пикассо появляется
такая ключевая для него тема и образ как бык, Минотавр. Художник создает целый ряд работ с этим персонажем, при этом миф о Минотавре Пикассо трактует по-своему. Для Пикассо бык, Минотавр - это разрушительные силы, война и смерть.
Слайд 46
26 апреля 1937 года баскский городок Герника стал
мишенью для бомбардировки франкистскими самолетами Ju-52 легиона «Кондор». Всего
было сброшено 22 тонны бомб. Результаты: центр города практически стерт с лица земли, более 70% зданий разрушено полностью или частично, убито более 1600 человек.
«Герника» была заказана Пикассо испанским правительством, которое собиралось разместить ее на Всемирной выставке в Париже. Художник представил картину в мае 1937 года. Огромная, 3,5 м высотой и 7,8 м шириной, она была написана маслом в черно-белом стиле в течение одного месяца. Международный журналист А. В. Медведенко рассказывал, что художник "работал неистово, как сумасшедший... Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов. Работа продвигалась столь стремительно, что невольно складывалось впечатление, что он давно продумал картину в мельчайших подробностях и деталях".
Слайд 47
Послевоенный период (1945 – 1960гг)
Уже в мирное время,
в 1946 году, Пикассо делает живописный ансамбль из 27
панно и картин для замка княжеской семьи Гримальди в Антибе - курортном городе на Средиземноморском побережье Франции. В 1946 году Пикассо знакомится с молодой художницей Франсуазой Жило и переезжает с ней в замок Гримальди. Франсуаза вскоре дарит ему сына Клода и дочь Палому. Франсуазе посвящена картина "Женщина-цветок". (В 1953 году Франсуаза сбежала от Пикассо с двумя детьми из-за его сложного характера и постоянных измен, художник тяжело переживал это расставание, что отразилось в ряде его работ того времени - например, в серии рисунков тушью, изображающих отвратительного старого карлика буффонадно контрастирующего с юной и прекрасной девушкой).
Слайд 49
У Пикассо пробуждается любопытство к
керамике, сохранившееся до конца его жизни. Большое внимание он
уделяет пацифизму. Одна из работ этого периода — «Голубь мира» — становится эмблемой Первого Всемирного конгресса сторонников мира.
Слайд 50
Последние годы
(конец 60-х - 1973)
В
позднем творчестве художник часто обращается к женскому портрету (портреты
Жаклин Рок). Жаклин остается последней и верной женщиной Пикассо и ухаживает за ним, уже больным, ослепшим и плохо слышащим, до самой его смерти. Умер Пикассо 8 апреля 1973 в возрасте 92 лет, мультимиллионером, в городе Мужене во Франции и похоронен около принадлежавшего ему замка Вовенарг. Он оставил после себя более 80 тысяч работ (по другим сведениям около 20 тысяч).
Слайд 51
Творчество Пикассо кардинальным образом повлияло на ход
развития искусства и культуры всего XX века. А на
мировых аукционах до сих пор отыскиваются и выставляются на продажу все новые и новые, пока еще малоизвестные работы прославленного мастера из его огромного наследия.