Слайд 2
Что такое словесное ударение?
Словесное ударение – выделение каким
– либо акустическим средством одного из компонентов речи.
Слайд 3
Словесное ударение характеризуется следующими особенностями. Прежде всего, оно
разноместно. В разных словах оно может приходиться на разные
слоги. Второй его особенностью является подвижность. Это значит, что в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой.
Слайд 4
Сущность, функции и особенности словесного ударения
Сущность словесного ударения
состоит в том, что один из слогов слова произносится
более громко и с большей протяжностью гласного, а все остальные слоги своеобразно изменяются в виде редукции безударных гласных.
Слайд 5
К.А. Волкова приводит следующие
5 типов ошибок в
словесном ударении:
1-й тип – послоговая речь с ударением на
каждом слоге слова (ко-ро-ва, яб-ло-ко);
2-й тип – перенесение словесного ударения на последний слог слова в тех случаях, когда оно не должно падать на этот слог;
3-й тип – словесное ударение не переносится на последний слог, но все же ставится не правильно;
4-й тип – двойное ударение;
5-й тип – нечеткое, монотонное произнесение всех слогов слова.
Слайд 6
Методика работы над словесным ударением.
Задачей этого раздела является
определение более длительного звука среди прочих кратких звуков, различение
на слух ритма простейших слогосочетаний и умение воспроизводить их голосом.
Слайд 7
Упражнения для закрепления умения в различении ритмов
Взрослый отбивает
ритм, ребенок отхлопывает его в ладоши.
Взрослый отбивает ритм на
барабане, ребенок воспроизводит его на других инструментах (дудки, ксилофон, бубен и.т.д.)
Взрослый отбивает ритм на инструментах, ребенок записывает графическое обозначение ритма ( ударный слог обозначается черточкой большей длины (_______ ___ ___).
Взрослый проговаривает ритм слогосочетаний ( тата, татата), ребенок записывает ритм и воспроизводит голосом.
Взрослый с помощью слогосочетаний воспроизводит строчку из знакомого стихотворения, ребенок записывает её, находит в стихотворении, читает вместе с взрослым и.т.п.
Слайд 8
Различение ритмической структуры слова
Задача упражнений этого раздела заключается
в выработке умения определять ударные слоги в словах, выделять
голосом ударные слоги при чтении слов и различать слова по количеству слогов, месту ударения и ударному слогу.
Слайд 9
Виды работ
Ребенку предлагается конверт с набором прямоугольников различной
величины и цветовой окраски. Взрослый произносит слово, ребенок слушает
и составляет из прямоугольников его модель.
Ребенку предлагается конверт с набором готовых схем слов (односложных, двусложных, трехсложных)
Взрослый располагает на столе картинки с изображением, например, альбома, кисточки, красок, карандаша, и произносит одно из этих слов. Ребенок определяет, какое слово произнес учитель:
а) только словесный;
б) словесный с отхлопыванием, отстукиванием ритма;
в) словесный с изображением ритма.
Подбор слов по заданному ритму
Расстановка ударения в словах при слуховом восприятии.
Слайд 10
Методические рекомендации
1. Словесное ударение легче усваивается с использованием
звукоусиливающей аппаратуры, хуже усваивается по чтению с губ. Поэтому
использование звукоусиливающей аппаратуры, слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов обязательно.
2. Речь учителя должна быть достаточно громкой, с хорошо выраженным ударением, потому как дети с недостатком слуха подражают слышащим, опираясь на слух и вибрацию.
3.При проведении занятий учитель обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Занятия должны проходить в занимательной форме с использованием различного наглядного материала.
4. Целесообразно проведение специальных упражнений по выделению словесного ударения.
Слайд 11
Методические рекомендации
5. Первое время следует давать речевой материал
с опорой на зрительный анализатор с проставленным словесным ударением.
6.
Тренировочные упражнения не должны быть громоздкими, а наоборот, краткими и занимательными.
7. На всех занятиях следует пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной, повелительной интонациями. Также необходимо уделять внимание на формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждении.