Слайд 2
Логоритмика (логопедическая ритмика) – это игры и упражнения, направленные
на разучивание движений под определённые стихи или музыку.
Основоположником стал
известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз, который разработал «метод ритмической гимнастики»
Слайд 3
Задачи логоритмики:
• развитие слухового и зрительного внимания;
• развитие
фонематического слуха;
• развитие пространственной организации движений;
• развитие общей и
тонкой моторики, мимики;
• развитие физиологического и фонационного дыхания;
• формирование артикуляционной базы звуков;
• развитие чувства ритма;
• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
• развитие коммуникативных качеств.
Слайд 4
Различные приемы:
а) наглядно-зрительные - показ педагогом образца движения
или отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование
зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (фотографий, телепередач и т. п.) ;
б) тактильно-мышечные - включение в двигательную деятельность различных пособий. Напр., при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.
в) наглядно-слуховые - звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна и т. п.
Слайд 5
При словесном методе используются приемы:
1) краткое объяснение новых
движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей;
2) пояснение,
сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его элементы;
3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений детьми;
4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т. д. ;
5) вопросы детям до выполнения им движения для осознания последовательности действий, проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, игровых действий и т. п. ;
6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины;
7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в 1, 5 - 2 минуты вызывает воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;
8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.
Слайд 6
В логоритмике выделяют два основных направления в работе
с детьми
1 направление- предусматривает развитие неречевых процессов:
совершенствование общей моторики,
координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса;
развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
2 направление– развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя:
развитие дыхания, голоса;
выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики;
координацию речи с движением;
воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Слайд 7
При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные
виды деятельности:
пальчиковые игры или массаж пальцев;
упражнения на развитие дыхания,
голоса и артикуляции;
стихотворения, сопровождаемые движениями
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
чистоговорки;
речевые и музыкальные игры;
упражнения для развития музыкального слуха;
различные виды ходьбы и бега под музыку
ритмические упражнения, пение;
упражнения в игре на музыкальных инструментах;
подвижные игры, драматизации;
мимические упражнения;
упражнения на релаксацию под музыку.
Слайд 8
Ходьба и бег под стихи или музыку
Этими занятиями
развиваем чувство темпа.
Варианты упражнений:
Включайте поочередно то быструю, то медленную
музыку. Под быструю музыку побуждайте малыша бегать по кругу, под медленную – ходить.
Расстелите массажную дорожку или широкий длинный шарфик.
Медленно скажите: «Большие ноги идут по дороге» (руки на поясе, ребёнок поочерёдно высоко поднимает ноги, медленно идёт по дорожке).
Быстро проговорите: «Маленькие ножки бежали по дорожке»
(ребёнок бежит мелкими шажками по дорожке).
Повторите несколько раз.
Слайд 9
Музыкально-ритмические игры
Самый популярный среди мам, да и малышей,
вариант — занятия по методике Железновых «Музыка с мамой».
Авторами методики разработаны музыкальные диски и методические рекомендации к каждой песенке. Занятия проходят в игровой форме и достаточно разнообразны: это и пальчиковая гимнастика под музыку, и игры с предметами, и игры-потешки, и хороводы, и игры-шумелки, и даже знакомство с нотной грамотой. Методика рассчитана на детей от 6 месяцев до 3 лет.
Слайд 10
Артикуляционная и мимическая гимнастика
От развития мышечно-артикуляционного аппарата лица
во многом зависит качество произношения звуков. С малышами чаще
практикуйте обычные гримасничанья, надувания щёк, просите изображать разные эмоции. С детьми старше 3 лет занятия должны быть более осмысленными и выполняться перед зеркалом.
Слайд 11
Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах
1. Утренняя
гимнастика с речевыми звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во
время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к образовательной деятельности.
3. Динамические паузы .
4. Физкультурные сюжетные формы с использованием речевого материала.
5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса.
6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
7. Подвижные игры с речетативом