Слайд 2
Иван Алексеевич Бунин
Самуил Яковлевич Маршак
Андрей Платонович Платонов
Евгений Пантелеевич
Дубровин
Слайд 3
Иван Алексеевич Бунин — русский писатель, поэт и
переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе. Будучи представителем обедневшей
дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь. В юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал.
Слайд 4
Бунин, издавший несколько поэтических сборников и получивший за
них две Пушкинские премии, долгое время имел в литературном
сообществе репутацию старомодного пейзажиста. В годы его молодости русская поэзия искала новые формы для самовыражения, и приверженец классики Бунин выглядел консервативным на фоне Брюсова, принесшего в лирику «дыхание городских улиц», или раннего Блока с его неустроенными героями, внедряющимися в самую гущу жизни. Как писал в своей рецензии Максимилиан Волошин, откликнувшийся на бунинский сборник «Стихотворения» (1903—1906, издательство «Знание»), Иван Алексеевич оказался в стороне «от общего движения в области русского стиха». В то же время, по словам Волошина, с точки зрения живописи поэтические картины Бунина достигли «конечных точек совершенства»
Слайд 5
Дебют Бунина как прозаика состоялся в 1893 году,
когда в петербургском журнале «Русское богатство» был напечатан его
рассказ «Деревенский эскиз», позже получивший другое название — «Танька». Редактор «Русского богатства» Николай Михайловский после знакомства с рукописью написал двадцатитрёхлетнему автору, что со временем из него «выйдет большой писатель». В последующие годы в разных изданиях были опубликованы его рассказы «Кастрюк», «На край света», «Антоновские яблоки», «Маленький роман» и другие. Критики проявляли к творчеству молодого Бунина сдержанный интерес, упоминали про «поэтические краски», присутствующие в его прозе, однако до поры до времени ни одно из сочинений Ивана Алексеевича не воспринималось в литературном сообществе как большое событие. По замечанию Корнея Чуковского, его ранним «полуэлегиям, полуновеллам… не хватало железа и камня».
Слайд 6
Творчество Бунина, при всей самобытности, оказалось знаменательным явлением
в свете магистральных для ХХ в. спора и взаимодействия
эстетических систем реализма и модернизма. Сохраняя классическую ясность и строгость художественного мышления, реалистическую зоркость к предметной, чувственной стороне индивидуального и национально-исторического бытия, Бунин в то же время был типологически близок модернизму трагедийным опытом миропереживания, движением к обновлению поэтики образности, принципов психологического изображения, системы литературных жанров. И, сближаясь с модернистами в видении актуальных эстетических задач, Бунин нередко осуществлял в творческой практике то, что в модернизме оставалось на уровне формальных экспериментов и теоретических построений.
Слайд 7
В сквере на перекрестке улиц Орджоникидзе и Плехановской
установлен памятник Бунину. Воронеж был его родным городом.
вернуться в
начало
Слайд 8
Самуил Яковлевич Маршак — русский советский поэт, драматург
и переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг.
Лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий.
Слайд 9
Своими учителями Самуил по праву считал лучших представителей
национальной культуры — Пушкина, Жуковского, Некрасова, Фета, Тютчева. А
его любимцами были В. Блейк и В. Шекспир. Творчество Маршака питали разные источники, но главный, без которого оно бы иссякло — фольклор разных стран и народов. В поэзии для детей и в его переводных произведениях, в сатирической надписи и в сказке для театра, в философской лирике и в статьях о детской литературе — везде слышится то мелодия народной речи, то знакомый с детства сказочный сюжет, то мудрое рассуждение подстать народной педагогике. Фольклором пронизано всё творчество поэта, начиная от идейного содержания и кончая стилистической инструментовкой произведений. В поэтическом творчестве С.Я.Маршака отражены принципы таких жанров устного народного творчества, как прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скороговорки. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж» и «Веселые чижи» (в соавторстве с Д.Хармсом), «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Пожар», «Дом, который построил Джек», «Петрушка-иностранец» — это только немногое из написанного в 20-е годы.
Слайд 10
Тема счастливого детства в творчестве Маршака — магистральная,
потому что она объединяет основные проблемы: проблемы ребёнка в
коллективе, отношений детей и взрослых, природы и нравственности и др. Проходит эта тема через все работы С.Маршака в детской литературе. Маленькие дети у Маршака любознательны и активны, дружелюбны и раскованы. Они увлечённо играют («Мяч», «Усатый-полосатый»), охотно участвуют в делах старших («Разноцветная книга», «Праздник леса», «Круглый год»), готовятся к большой жизни, осваивая мир («Хороший день», «Карусель», «Про гиппопотама», «Великан», «Дети нашего двора»).
Образ движения, роста — характерный для Маршака образ в стихотворениях на тему счастливого детства. Умение видеть перспективу жизни совсем ещё маленького ребёнка, проследить связь детства, отрочества, юности со зрелостью — отличительная черта стихотворений Маршака, посвящённых теме счастливого детства. С именем С.Маршака в детской литературе связано утверждение активной позиции лирического героя — ребёнка.
Слайд 11
Надо сказать, что Маршак является замечательным русским словесником,
а его произведения образны, изящны, хорошо заучиваются и читаются.
Действие в стихах показано достаточно динамично и наглядно; пейзажи, события и характеры прорисованы ярко и необычно. Что еще характеризует Маршака, так это то, что его называют самым настоящим мастером метких эпитетов, что помогает маленькому читателю отличный художественный вкус. Даже сегодня Маршак считается одним из главных детских писателей для россиян, ведь именно его стишки и поэмы для многих детей становятся первыми в их жизни. Обычно Маршак к своим читателям обращается абсолютно серьезно, он рассказывает им о мире взрослых, о лучших поступках и человеческих качествах.
Если говорить о развитии ребенка, то стихи Маршака являются отличным предметом для этого. Они очень хороши с фонетической точки зрения, так как формируют у малыша правильное и активное произношение, а также любовь к русскому языку. Маршака читают и за рубежом. Многие его произведения переведены на другие языки мира, так что этот писатель известен не только в России, но и в странах Европы, Америке.
Слайд 12
В Воронеже памятник поэту Самуилу Маршаку установили на
улице Карла Маркса, напротив старинного дома, где поэт жил
с семьёй в годы Первой мировой войны.
вернуться в начало
Слайд 13
Андрей Платонович Платонов — русский советский писатель, поэт
и публицист, драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент.
Слайд 14
Одной из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества
является его оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе
язык, который часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным» и т. п. Платонов активно использует приём остранения, его проза изобилует лексическими и грамматическими «ошибками», характерными для, например, детской речи. Юрий Левин выделяет такие характерные для Платонова приёмы, как избыточность использование конструкций типа «глагол + обстоятельство места», употребление предельно обобщённой лексики вместо конкретных пейзажных описаний, активное использование придаточных причины и цели по смыслу часто излишних или логически немотивированных. По мысли исследователя, с помощью этих оборотов Климентов формирует «пантелеологическое» пространство текста, где «всё связано со всем», а все события разворачиваются среди единой «природы». Отмечается также активное употребление типично советских бюрократизмов, часто в ироническом ключе, но далеко не всегда. В творчестве Андрея Платонова форма и содержание составляют единое, неразрывное целое, то есть сам язык платоновских произведений является их содержанием.
Слайд 15
К числу ключевых мотивов в творчестве Платонова относится
тема смерти и её преодоления. Анатолий Рясин пишет о
платоновской «метафизике смерти». Попавший в молодости под влияние идей Николая Фёдорова, Платонов неоднократно обращается к идее воскрешения мёртвых, которая в сознании его героев связывается с грядущим приходом коммунизма. Один из повторяющихся мотивов в его творчестве — смерть ребёнка: в «Котловане» соответствующая сцена становится ключевой — после смерти своей воспитанницы Насти работники, копающие котлован, теряют веру во всесилие коммунизма и надежду на победу над смертью. Левин называет Платонова экзистенциалистом.
Слайд 16
Судьба произведений А. Платонова удивительна: со временем их
актуальность не уменьшается, а возрастает. Всё слышнее становится его
тревога о человеческом счастье «столь нужном, столь достоверном, как неизбежность.» Основная тема его произведений- это любовь и сострадание. В любви к родным и близким людям проявляется любовь к отечеству. И на войне и в мирное время это чувство побуждает героев его произведений к самопожертвованию, к творчеству; движимые любовью к своим матерям, детям, женам, товарищам, они возводят плотины, строят заводы, водят поезда, сажают лесозащитные полосы . Его герои возрождают нашу землю к всеобщей и счастливой жизни. В своей семье Платонов получил истинные ценности человеческого бытия: любовь к ближнему, сострадание, заботу даже о самой маленькой былинке! И эти ценности как наследство передает нам. Это писатель не легкого чтения, это писатель глубоких мыслей, глубоких чувств и великого мастерства.
Слайд 17
Памятник Андрею Платонову в Воронеже расположен на Проспекте
Революции в сквере перед зданием Воронежского государственного университета.
вернуться в
начало
Слайд 18
Евгений Пантелеевич Дубровин советский - прозаик, сатирик. Член
Союза писателей с 1967 года.
Слайд 19
Удивительным качеством Дубровина была нелюбовь к лишним разговорам.
В одном из произведений писатель и коллега героя этой
статьи создал образ начальника, который большую часть времени проводил за поеданием груши и произносил в день не более двух слов. Прототипом этого персонажа был Евгений Дубровин. Несмотря на то что в книге образ был шаржированный, писатель не обиделся. Напротив, обратился к автору книги с просьбой отредактировать его собственные сочинения. Книги Дубровина:
«Грибы на асфальте».
«Марсианка».
«Глупая сказка».
«Шотландский блокнот».
«Билет на балкон».
Сборник «Хрустальный дом»
Слайд 20
Книги Дубровина не входят в школьную программу. Хотя
в последние годы некоторые из них рекомендованы для внеклассного
чтения. По мотивам его произведений было создано два фильма. Тем не менее в девяностые годы и начале двухтысячных творчество Дубровина находилось в полном забвении. Но, как уже было сказано, интерес к его книгам возрождается. И, возможно, вскоре на полках книжных магазинов наконец-то появятся издания с произведениями замечательного советского писателя.
Слайд 21
Памятника незаслуженно забытому писателю из Воронежа нигде нет.
вернуться
в начало