Слайд 2
Интонация — одно из важнейших фонетических средств языка,
выполняющее в речи следующие функции
1. Обеспечивает фонетическую цельнооформленность высказывания
или его части.
2. Служит для членения целого связного текста на части, обладающие признаками смысловой и фонетической цельнооформленности.
3. Передает важнейшие коммуникативные значения — такие, как повествование, вопрос, побуждение и др.
4. Указывает на определенные семантические отношения между единицами, образующими высказывание, и между высказываниями.
5. Передает отношение говорящего к содержанию своего высказывания или высказывания собеседника.
6. Несет информацию об эмоциональном состоянии говорящего.
Слайд 3
Самая эфемерная составляющая устной речи — это интонация.
На письме она передается условно.
«Вообще, интонация,
может быть, самая загадочная область фонетики. Исследования интонации только-только начинаются. Поэтому здесь, скорее, мы можем делать какие-то предположения. Есть различные фонетические характеристики того, что, действительно, формирует звуковой образ собеседника, в частности, может быть, нам не очень приятного во время разговора, а может, наоборот, — сразу располагать. Владение этим аппаратом — почти всегда интуитивное — очень помогает человеку в коммуникации».
Максим Кронгауз,
директор Института лингвистики РГГУ
Слайд 4
Максим Кронгауз считает, что мода на
отдельную интонацию временами возникает, хотя ее труднее зафиксировать: «Просто
потому, что для слов есть словари, где мы можем описать новое значение, а для интонации есть только научные статьи. Но, безусловно, в последнее время мы эту моду можем видеть чаще, чем раньше. Появилось много заимствованных интонационных контуров несвойственных русскому языку — конец фразы с высокой интонацией, хотя обычно в русском языке наоборот, происходит снижение. Конец фразы маркируется снижением интонации».
Слайд 5
«Еще в последнее время возникла довольно
специфическая мода. Ей даже довольно трудно подобрать название. Скажем,
гламурная — специально растянутые гласные. Так любят говорить девушки в кафе. Приведу один пример, где совмещаются модное словечко и модная интонация. Заимствованное междометие «вау», которое позволяет тоже очень растягивать гласные и, соответственно, произносить "ва-а-а-у-у-у"».
Слайд 6
«Интонация меняется, но даже словарный запас
мы не всегда можем четко зафиксировать во времени. А
вот записи интонации фактически не было, записи устной речи тоже возникли в ХХ веке. Поэтому, исходя из общих соображений, можно сказать, что — да, интонация меняется. Меняется очень медленно, это консервативная вещь. Сказать, что Толстой, Пастернак (я приближаюсь к нашему времени), говорили иначе — нельзя, нет. Мы узнаем все интонационные контуры. Скорее, можно говорить об изменении произношения, но это вещи быстрее меняющиеся. А вот такие большие вещи, как интонация, менее подвижны и значительно более консервативны».
Слайд 7
«Мне кажется, что в каждую эпоху
человек осуществляется в звучании соответственно своему времени. Манера речи
очень быстро становится штампом, приобретает характер привычного и недостаточно живого и искреннего звучания. И тогда начинается поиск другого выражения образа мыслей, образа чувства, образа своего времени».
Анна Петрова,
преподаватель сценической речи,
доктор искусствоведения, профессор
Слайд 8
«Влияние средств массовой информации неизмеримо
и, в общем, почти непобедимо. Специально плохо говорят по-русски!
Потому что отражают как бы нижний слой бытия: как они живут чудовищно, так и говорят. Несколько слов — и все, а остальное только повизгивание. Мне кажется, что это страшный совершенно слой воздействия на людей. Он очень опасен тем, что заразителен. Потому что так может каждый. Чем ниже мы спускаемся по уровню культуры, по уровню возможностей человека, реализации человека, тем проще. Честно говоря, я чувствую себя оскорбленной за русскую культуру».
Анна Петрова,
преподаватель сценической речи,
доктор искусствоведения, профессор
Слайд 9
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с
ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем
имеет просодическая сторона речи.
Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является наивысшим уровнем развития языка.
Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст.
Слайд 10
Интонация представляет собой сложные явления, которое включает в
себя несколько акустических компонентов. Все эти компоненты участвуют в
членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.
Для разговорной речи интонация – форма существования. Речь без интонации невозможна.
Слайд 11
Элементы интонации
Интенсивные элементы:
Интонационная пауза
Логическое ударение
Акцентное
выделение
Частотные элементы:
Мелодика речи
Диапазонная высота
Слайд 12
Элементы интонации
Темпоральные (временные) элементы:
Темп
Эмфатическая долгота
Спектральный
элемент:
Тембр – окраска и характер звука голоса.
Слайд 13
Выразительность речи
Работа над интонацией, звуковой выразительностью
речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом
свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, преодолевая интонационный монотон, логически и эмоционально акцентируя произносимый текст.
Слайд 14
Выразительность речи
«Выразительность речи – это умение
внятно, убедительно и в то время по возможности сжато
выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором примеров действовать на слушателя и читателя»
Н.С. Рождественский
Слайд 15
Выразительность речи
Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От
того, как ребенок владеет произношением звуков, и какие просодические
единицы использует, будет зависеть стиль его связной речи.
Ранее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры.
Слайд 16
А.М. Леушина наметила три
ступени в развитии выразительности речи.
На ранних ступенях детства речь
выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребенок не контролирует ее.
По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами инонациональной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитания.
Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой. Ребенок осваивает средства образной речи: метафоры, эпитеты, сравнения. Эта ступень тоже не имеет определенных возрастных границ. Она появляется к концу дошкольного возраста и развивается на протяжении всей жизни.
Чтобы добиться сознательной выразительности, необходимо тщательная работа.
Слайд 17
Выразительность речи зависит от следующих умений
четкости произношения
звучности и
подвижности голоса
умения пользоваться темпом и ритмом речи
правильного дыхания
умения правильно
пользоваться мимикой , пантомимикой и жестами
Слайд 18
Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе
Крик ребенка является
первой интонацией
К 2-3м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции
– гуление. Если до этого крик выражал только неудовлетворение, то сейчас ребенок выражает удовлетворение.
Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка – лепет. Продолжается развитие интонации, отрабатывается на слогах
Слайд 19
Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе
Дальнейшее развитие речи
связано с обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом с
взрослым, т.е. необходима сохранность слуха и зрения. Ребенок подолгу повторяет один и тот же открытый слог, при этом можно заметить, как он сосредоточенно слушает себя.
Ребенок узнает мать, радуется, увидев ее.
С помощью зеркала начинает следить за собственной мимикой, жестами.
Слайд 20
Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе
До шестого месяца
смысловое содержание детей укладывается в четыре вида: недовольство, спокойное
гулькание, радость и смех.
С шестого месяца в интонации радости дифференцируется спокойный довольный звук и радость с восклицанием.
С седьмого месяца можно выделить интонацию просьбы.
К восьми месяцам постепенно звуки, не соответствующие фонетической речи родного языка, начинают угасать, но интонация продолжает развиваться.
Уже в семь – восемь месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой.
К десяти – двенадцати месяцам появляются первые слова. Слова передают ритм родного языка. Произношение ребенком слов сопровождается, как правило, жестом и мимикой.
Слайд 21
Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе
К концу второго
года жизни формируется элементарная фразовая речь. Речь становится средством
общения со взрослыми. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие взрослого в его жизни, но и постоянно на близком расстоянии видеть лицо говорящего.
На третьем году жизни ребенок овладевает интонацией вопроса, конца предложения.
В трехлетнем возрасте ребенок еще плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту.
Слайд 22
Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе
к концу четвертого
года жизни появляется шепотная речь. Дети учатся изменять громкость
своего голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания.
В пять – шесть лет дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие предложение. В инсценировках дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями.
Слайд 23
Интонацией вопроса, конца предложения дети овладевают в два
– три года
повышением и понижением тона – в
три года
логическим ударением в пределах одного предложения в четыре – пять лет (не все дети)
перечислительной интонацией дети овладевают в три года
незаконченность мысли выражают в шесть – семь лет.
Слайд 24
Таким образом, в понятие интонации включается темп речи
(степень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произношении
речевых элементов), тембр речи (окраска человеческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словоударение).
Интонация формируется очень рано (на первом году жизни) и является стержнем для становления всей речевой системы.
Слайд 25
Значение мимики для развития интонационной стороны речи
Общаясь, мы
используем не только слова, но также и жесты, и
мимику. С помощью всего этого мы, зачастую неосознанно, рассказываем собеседнику о своём отношении к нему и к предмету разговора, о своих целях и интересах, о своём настроении и взглядах на жизнь. Такая информация, передаваемая без помощи слов, называется невербальной.
Слайд 26
Мимическая гимнастика
Познакомьтесь – это Нюша!
Слайд 27
Мимическая гимнастика
Нюша удивилась
Слайд 28
Мимическая гимнастика
Нюша рассердилась
Слайд 29
Мимическая гимнастика
Нюше не нравится запах
Слайд 30
Мимическая гимнастика
Нюша – толстая
Нюша – худая
Слайд 31
Мимическая гимнастика
Нюша спит
Нюша проснулась
Слайд 32
Мимическая гимнастика
Спит глазок
Спит другой
Слайд 33
Мимическая гимнастика
Покатаем шарик за щекой
за правой за левой
Слайд 37
Выработка длительного речевого выдоха
Слайд 38
Артикуляционная гимнастика
Улыбочка
Слайд 39
Артикуляционная гимнастика
Дудочка
Слайд 40
Артикуляционная гимнастика
Лошадка
Слайд 41
Интонационные упражнения
Произнесите слова и фразы , выражая голосом
разные чувства:
«Откройте дверь!»- гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздражено, подавленным
тоном.
«Пришла!» - с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.
«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.
Слайд 42
Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием.
Обратите внимание на правильный выбор интонации
Снег пошел
Спрашиваете, удивляясь -
?!
Восхищаетесь, радуясь - !
Огорчаетесь смене погоды
Уточняете - ?
Радостно сообщаете друзьям - !
Мы пойдем в зоопарк
Спрашиваете, чтобы уточнить идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы - ?
Уточняете, кто пойдет в зоопарк - ?
Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк - ?
Слайд 43
Тренируетесь над переносом логического ударения с одного
слова на другое, предложение произносите столько раз, сколько в
нем слов. И каждый раз ударение делаете только на одном – новом слове.
Вы мне утром звонили? – (Я).
Вы мне утром звонили? – (Вам).
Вы мне утром звонили? – (Нет, вечером).
Вы мне утром звонили? – (Звонил).
Слайд 44
Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.
Кто хочет много знать – тому надо мало спать!
Кто
хочет много знать – тому надо мало спать!
Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.
Всем известно: красна речь – слушанием.
Слайд 45
Прочитать скороговорки, пословицы, поговорки , как реплики
в диалоге.
Слайд 46
Прочтите фразу , каждое слово которой необходимо
произнести тоном выше.
жизнь
трудная
вечная
напряженная
радостная
моя
Слайд 47
Можно вместо слова – один слог.
КАМ
ЁЛ
ПО
ЮТ
ГА
ПРЫ
КИ
БЕЛ
Слайд 48
Произнесите одну и ту же фразу «голосами
разных животных»: коня, мыши , медведя и т.д.- так
, чтобы изменялась интонация и ритм речи.
Сегодня очень хорошая погода.
Стол стоит.
Облака плывут.
Слайд 49
Упражнения
на совершенствования темпа и ритма речи
Ходьба на месте в медленном темпе. Произносить чистоговорки
, пословицы. На каждый шаг – слог.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап.
Слайд 50
Упражнения
на совершенствования темпа и ритма речи
Отхлопывание ритма слов
и предложений с одновременным произнесением .Каждый удар ладони приходится
на гласный звук.
Мама пришла.
Маленькая черепаха.
Смешная обезьяна.
Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.
Слайд 51
Упражнения для работы над голосом
Произнесите слова , обращая
внимание на мягкую голосоподачу и слитность , с четким
выделением ударного слога.
Морозостойкий естественнонаучный
Высокоурожайный сложноподчиненный
Жаропонижающий сильнодействующий
Нефтеперегонный среднеазиатский
Произнесите слитно на одном выдохе четыре слова, исключив «лишнее» по тематике.
Грабеж, кража, поджог, землетрясение, нападение.
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
Лист, почка, кора, дерево, сук.
Слайд 52
Упражнения для работы над голосом
Определите варианты прочтения следующих
фраз.
Поездку отложить нельзя выезжаем.
Детей отправьте вечером встретим.
На утес одинокий
орел садиться.
Резать нельзя лечить.
Прочитайте следующие пары предложений правильно делая паузы.
Что, болит? - Что болит?
Ну что, споем? – Ну, что споем?
Как вы закончили? – Как, вы закончили?
Слайд 53
Рекомендуемая литература:
Артемов В.А. Психология речевой интонации (интонация и
просодия). – М., 1976.
Биркенбибил В. Язык интонации, мимики, жестов/
Пер. с нем.- СПб, Питер Пресс, 1997
Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль, 1998.
Ханин М.И. Риторика для детей и взрослых.Как научиться красиво и правильно говорить. – СПб , Корона принт,1997.
Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. М., 1997.