Слайд 2
По Канту
красота представляет собой объект «всеобщего удовольствия»;
определяющим основанием
в эстетическом восприятии мира «есть не понятие, а чувство»;
восприятие
прекрасного должно быть бескорыстно, поскольку «всякий интерес портит суждения вкуса и лишает его беспристрастности»;
«красота – это форма целесообразности предмета»;
восприятие красоты субъективно.
Слайд 3
прекрасное
самое красивое, выражается в единстве формы и
содержания, это то, что целесообразно, гармонично, совершенно
Слайд 4
безобразное
нарушение единства формы и содержания, нечто уродливое,
хаотичное, неопределенное.
Слайд 5
Особенность
Подмена прекрасного безобразным в массовой культуре
Слайд 6
Задачи эстетического воспитания
Развить эстетическое восприятие.
Научить понимать прекрасное
Воспитать
эстетические идеалы.
Воспитать художественные, эстетические способности.
Воспитать эстетические потребности,
эстетическое отношение к действительности, стремление сделать мир более совершенным.
Слайд 7
Пути эстетического воспитания
Учебная деятельность
Внеучебная деятельность
Слайд 8
Художественно-эстетическая компетенция
направлена на восприятие искусства как средства самореализации
личности, включает в себя понимание прекрасного и безобразного в
искусстве и окружающем мире, развитие эстетических чувств и переживаний, формирование эстетических умений и стремления создавать прекрасное, развитие художественных способностей, одаренности в какой-либо сфере искусства, включение в созидательную творческую деятельность.
Ценности на основе, которых формируется художественно-эстетическая компетентность: КРАСОТА, ГАРМОНИЯ, ИСКУССТВО, ТВОРЧЕСТВО, СОЗИДАНИЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ, СЧАСТЬЕ.
Слайд 9
Средства эстетического воспитания
Природа
Искусство
Труд
Слайд 10
Концепция Д.Б.Кабалевского
Д.Б.Кабалевский утверждал, что влияние искусства на нравственность
заменить нельзя ничем. Оно сказывается на детях еще задолго
до их поступления в школу. Первые же встречи с искусством – с первыми сказками, песенками и картинками, с первыми кукольными спектаклями и мультипликационными фильмами – ставят перед детьми важнейшие морально-эстетические проблемы, учат их понимать, что такое добро и зло, любовь к друзьям и ненависть к врагам, что такое благородство и что такое подлость. В центре музыки всегда стоит человек и его мыслями, чувствами, поступками.
Уроки музыки Д.Б. Кабалевского ставили задачу воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры. Дидактическая система Д.Б. Кабалевского строилась на трех китах: песня, танец, марш. Песня танец и марш – это три основные сферы музыки, они дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью.
Уже с первых уроков музыки первоклассники учатся не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем, в данном случае – не только слушать и слышать музыку, но и размышлять о ней. В системе Д.Б. Кабалевского были предусмотрены беседы-лекции. Педагог размышлял с детьми на темы: «Куда ведут нас киты»? «История запечатлевает себя в искусстве» и др.
Д.Б.Кабалевский считал, что настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – основа всех форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли.
Слайд 11
Концепция Б.Н.Неменского
Искусство во все времена и эпохи является
источником духовной пищи. Поэтому система эстетического воспитания может принести
плоды только при условии осознания связей искусства с жизнью. Программа Б.Неменского построена на поэтапном овладении социальным опытом искусства. Важнейшим отличием новой программы является целостное блочно-тематическое построение единых кругов познания в каждом году и четверти при разнообразии практической деятельности. Весь курс обучения – единая система последовательно развивающихся взаимосвязанных тем, которые раскрывают основы связей изобразительных, декоративных и конструктивных искусств с жизнью человека и общества.
Триада основ художественного мышления выступает в качестве трех форм художественной деятельности, известных детям практически задолго до школы: конструирование, изображение, декор. Каждый ребенок в процессе своих игр обязательно что-то строит. Каждый ребенок что-то рисует, что-то изображает. И, наконец, каждый ребенок украшает и себя, свои игрушки, и свой уголок. Все эти три элемента художественной деятельности помогают в приобщении к искусству именно как форме жизнедеятельности.
Слайд 12
Элементы эстетического воспитания в других системах
Сухомлинского В.А. –
уроки на природе, сочинительство сказок, уголок красоты.
Макаренко А.С. –
старался создать внешнюю красоту + театр, оркестр.
Корчак Я. – сказки.
Френе С. – свободные тексты, которые были написаны детьми.