Слайд 2
Россия XVIII век (появление первых игр)
1793 г. –
игра по освоению азбуки (Хамов)
1886 г. – игра для
обучению солдат уставу царской армии (капитан Н.А. Сыкалов)
Слайд 3
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение опыта, в котором складывается
и совершенствуется самоуправление поведением
Слайд 4
Исследователи проблемы игровой деятельности
В отечественной педагогике и психологии:
К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин
В
зарубежной психологии— 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.
В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности растущего поколения, наконец, в процессах социализации ребенка — в усвоении и использовании опыта
Слайд 5
А.А. Вербицкий (доктор психологических наук, профессор)
автор технологии знаково-контекстного
обучения в профессиональной педагогике;
осуществив глубокий анализ основных тенденций развития
образования и воспитания, пришел к выводу, что ситуация, в которой доминирует жесткое, авторитарное управление и в которой учащийся и воспитывающийся выступает «объектом» обучающих воздействий, не обеспечивает условий для развития активной позиции ребенка в контекстном подходе
Слайд 6
Сферы реализации игровых технологий для ребенка
Педагогика и возрастная
психология
Стратегия социализации личности
Слайд 7
Инновационные подходы к воспитательным и образовательным технологиям
Радикальные: перестройка
всего процесса обучения и воспитания ребенка на основе компьютерной
технологии
Комбинаторные: новое соединение известных элементов воспитания (новая технология как необычное сочетание известных приемов и способов обучения)
Модифицирующие (совершенствующие): улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения
Слайд 8
Игровые воспитательные и педагогические технологии
обширная группа методов и
приемов организации педагогическо-воспитательного процесса в форме различных педагогико-воспитательных игр
Слайд 9
Организация воспитания и обучения ребенка на основе игровых
технологий
Включение в воспитательный и учебный процесс имитационного и ролевого
моделирования, тренингов и упражнений
Слайд 10
В структуру игры как процесса входят:
• роли, взятые
на себя играющими;
• игровые действия как средства реализации этих
ролей;
• игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
• реальные отношения между играющими;
• сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Слайд 11
Воспитательно-педагогическая игра
Обладает существенными признаками:
четко поставленной целью
обучения;
соответствующим ей воспитательно-педагогическим результатом;
цель и результат могут быть обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью
Слайд 12
Формы деятельности воспитуемых
В процессе воспитания и обучения
выделяются две базовые формы деятельности детей и множество переходных
от одной базовой формы к другой.
К базовым формам деятельности относятся:
• учебно-воспитательная деятельность академического типа (собственно учебно-воспитательная деятельность — учебное занятие с детьми, самостоятельная работа и т.д.);
• квазисоциальная деятельность (сюжетно-ролевые игры, игровые формы занятий);
Слайд 13
Формы деятельности воспитуемых
В качестве переходных от
одной базовой формы к другой выступают различные формы:
- имитационное моделирование;
- анализ конкретных социальных ситуаций;
- разыгрывание ролей
Слайд 14
Сюжетно-ролевая игра для детей
Ведущая форма социальной деятельности
Сюжетно-ролевая игра
позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей
профессиональной деятельности
В сюжетно-ролевой игре в условиях совместной деятельности каждый воспитуемый приобретает навыки социального взаимодействия, ценностные ориентации и установки, способствующие успешной социализации.
Слайд 15
Психолого-педагогические принципы конструирования игры (по А.А. Вербицкому)
- принцип проблемности содержания
имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности;
- принцип совместной деятельности;
- принцип диалогического общения;
- принцип двуплановости
Слайд 16
Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его
развертывания в игровой модели
Разработчик (воспитатель) закладывает в игру систему
учебно-воспитательных заданий в форме конкретных ситуаций. Эти ситуации могут содержать противоречивые, избыточные, неверные данные, взаимоисключающие альтернативы, требования преобразовать ситуации в соответствии с определенными критериями, найти недостающую информацию.
В процессе игры воспитуемый должен:
• провести анализ этих ситуаций;
• вычленить проблему;
• разработать способы и средства ее решения;
• принять само решение и убедить других в его правильности;
• осуществить соответствующие практические действия.
Слайд 17
Принцип совместной деятельности
означает, что игра — это совместная
деятельность двух и более людей. Игра возможна при наличии
нескольких участников, вступающих в общение и взаимодействие с целью обсуждения проблемы и принятия решения по всем вопросам содержания.
Слайд 18
Принцип диалогического общения
Каждый участник игры не только имеет
право, но и должен высказывать свою точку зрения, свое
отношение ко всем вопросам, возникающим в игре. Если что-то непонятно воспитуемому – он должен уточнить «правила игры» у воспитателя
Реализация принципа обеспечивается не только проблемным содержанием игры, но и ролевыми позициями воспитуемых, анализирующих возникающие проблемные ситуации в соответствии с требованиями роли.
Слайд 19
Принцип двуплановости игровой деятельности
Во «мнимых» игровых условиях разворачивается
деятельность, назначение которой — развитие реальных социальных качеств детей
«Серьезная» деятельность ребенка по развитию этих качеств реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет ему интеллектуально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, не бояться ошибки.
Слайд 20
Педагогическо-воспитательные функции деловой игры (по В.В. Вербицкому):
• приобретение
как предметного, так и социального опыта, в том числе
принятия индивидуальных и совместных решений;
• развитие теоретического и практического мышления;
• формирование познавательной мотивации
Слайд 21
Классификация воспитательно-педагогических игр по целям применения
обучающие (познавательные, тренинговые,
творческие, обобщающие);
воспитывающие, развивающие (коммуникативные, социальные и др.);
контролирующие
Слайд 22
Классификация воспитательно-педагогических игр по особенностям их организации:
предметные;
сюжетно-ролевые;
эвристические;
имитационные
Слайд 23
Классификация воспитательно-педагогических игр для детей
по уровню
проблемности: тренинговые, репродуктивные, творческие;
по коммуникативному взаимодействию: индивидуальные, парные, групповые,
коллективные;
по применению технических средств: тренажерные, компьютерные и др.
Слайд 24
Проблемная ситуация – событие, которое включает в себя
противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей средой.
Виды
проблемных ситуаций:
Ситуация – иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, негативные или позитивные следствия действий людей, значение и роль каких-либо фактов, условий и обстоятельств.
Ситуация –оценка. Воспитуемым предлагается описание конкретного события и принятых мер. Их задача – оценить источники, механизм, значение и следствие ситуации и принятых мер или действий
Ситуация – упражнение. В данном случае анализ ситуации требует от воспитуемых обращения к специальным источникам информации – энциклопедиям, совету воспитателя, подсказке родителей и т.д.
Слайд 25
Концепция сюжетно-ролевой игры
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной
действительности и задает предметный контекст деятельности ребенка
Игровая модель является
способом описания деятельности детей с имитационной моделью
Для игрового моделирования отбирают то, что содержит в себе проблемность.
Слайд 26
Концепция сюжетно-ролевой игры
Цели игры - один из сложных
структурных компонентов. Задаются цели воспитательно-педагогические (цели обучения и воспитания,
дидактические и воспитательные) и игровые.
Игровые цели нужны для создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона у детей.
Слайд 27
Концепция сюжетно-ролевой игры
Предмет игры — это предмет деятельности
участников игры. Предмет игры задается исходя из модели и
представляет собой перечень процессов и явлений, воссоздаваемых (имитируемых) в сюжетно-ролевой игре
Слайд 28
Концепция сюжетно-ролевой игры
Сценарий игры – описание в словесной
или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и
последовательности действий детей, воспитателя и ведущего игру.
В сценарии отражается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги.
Слайд 29
Концепция сюжетно-ролевой игры
Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает
количественный состав детей игры, их функции, внутригрупповые и межгрупповые
связи, представляет структуру их взаимодействия на каждом этапе игры, а также дает представление о возможном пространственном расположении участников, имеющем существенное значение для создания игровой обстановки и управления игрой.
Комплект ролей и функций детей должен адекватно отражать « картину» того фрагмента деятельности, который моделируется в игре.
Слайд 30
Концепция сюжетно-ролевой игры
Правила игры есть норма поведения
воспитанников в игре. Их основная задача — адекватно отразить
в игре как реальный, так и игровой, условный план профессиональной деятельности, ее предметный и социальный контексты.
Слайд 31
Концепция сюжетно-ролевой игры
Требования к правилам игры:
• правила содержат
ограничения, касающиеся ряда аспектов игры: технология игры, связанная с
ее содержанием; регламент игровой процедуры и ее отдельных элементов; роль и функции преподавателей, ведущих игру, система оценивания; способы взаимодействия игроков; возможность введения неожиданных ситуаций;
Слайд 32
Концепция сюжетно-ролевой игры
Требования к правилам игры:
правил игры не
должно быть слишком много. Оптимальное количество таких правил —
5-8, они должны быть представлены всем воспитуемым с помощью плакатов или технических средств. Конкретные правила игры могут специально не выделяться, а быть представленными в других структурных звеньях сюжетно-ролевой игры (комплект ролей и инструкции игрокам, система игровых оценок, графическое представление игры и т. п.) или формулироваться в виде перечня вопросов, требующих принятия решений в процессе подготовки и проведения игры;
• правила должны быть тесно взаимосвязаны со структурными элементами игры и, прежде всего с системой оценивания и инструкциями игрокам.
Слайд 33
Концепция сюжетно-ролевой игры
Система оценивания в сюжетно-ролевой игре выполняет
функции контроля и самоконтроля.
Выбирая систему оценивания, необходимо ответить
на следующие вопросы:
• что оценивать?
• кто и как это будет делать?
• в каких единицах оценивать?
Функции оценивания могут выполнять воспитатель, а также родители воспитуемых.
Слайд 34
Схема-методика проведения игры
Определение цели игры.
Составление плана игры:
- выбор
сюжета игры (разработка ролевого пакета);
- разработка сценария, продумывание ролей
и средств игровой организации.
Знакомство участников с правилами и требованиями игры, создание у них мотивации.
Организация игрового цикла
Слайд 35
Подготовка к игре
знакомство участников с проблемной ситуацией;
актуализация опорных
знаний и опорных действий участников;
формирование игровых команд (микрогрупп);
выбор лидеров
команд;
распределение ролей в командах;
выбор игровых органов проверки или контроля.
Слайд 36
Проведение игры
ролевое общение воспитуемых в командах в соответствии
с полученным заданием;
выступление лидеров команд по игровому моделированию (или
принятию коллективного решения);
коллективное обсуждение представленных командами вариантов решения;
анализ игровых ситуаций, подведение итогов, коллективное оценивание команд и выработки вариантов решения
Слайд 37
Методическое и техническое обеспечение игры
Включает:
•
проект сюжетно-ролевой игры;
• сценарий;
• методические рекомендации по организации, проведению,
форме представления результатов игры;
• набор различных форм бланковой и другой документации;
• перечень технических средств для сюжетно-ролевой игры;
• программы и соответствующие информационное обеспечение
Слайд 38
Мотивация игровой деятельности воспитуемых
Обеспечивается :
добровольностью участия;
возможностями выбора;
элементами соревновательности;
удовлетворением
потребностей самоутверждения, самореализации.
Слайд 39
Игровые технологии в современном ДОУ
В современном ДОУ, делающей
ставку на активизацию и интенсификацию воспитательного процесса, игровая деятельность
используется в следующих случаях:
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия или предмета;
• в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
• в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
• в качестве технологий работы вне ДОУ (коллективные творческие дела в ключе «семья-воспитатель-ребенок»)
Слайд 40
Игровые технологии в современном ДОУ
Игровая технология строится как
целостное, охватывающее определенную часть воспитательного процесса и объединенное общим
содержанием, сюжетом, персонажем.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию воспитания, помогает активизировать воспитательный процесс
Сюжетно-ролевая игра используется для решения комплексных задач – усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование коммуникативных умений и др., что дает возможность воспитуемым понять и изучить определенную проблему с различных позиций.
Слайд 41
Игровые технологии в современном ДОУ
Преимущества игровых технологий:
активизация и
интенсификация процесса воспитания;
Слайд 42
Игровые технологии в современном ДОУ
Преимущества игровых
технологий:
воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений воспитуемых в
ситуациях, моделирующих реальные условия деятельности;
Слайд 43
Игровые технологии в современном ДОУ
гибкое сочетание разнообразных приемов
и методов воспитания;
моделирование практически любого вида деятельности.