Слайд 2
Пурбуев Доржи Гамаевич (Гармаевич)
Слайд 3
Родился 29.09.1942 г.
Художник- график. Член Союза Художников СССР
Заслуженный
художник РФ, Лауреат Государственной премии РБ, член СХ России.
Доржи
Гармаевич Пурбуев, заслуженный художник Республики Бурятия и Российской Федерации, родился в селе Хурамша Иволгинского района. С 1948 года учился в Хурамшинской начальной школе у Батомункуевой Зинаиды Нимадоржиевны, затем в селах Кокорино, Оронгое и в 65-ой школе г. Улан Удэ. В школе считался одним из лучших учеников, писал стихи, которые печатались в районной газете. В Иволгинской редакции познакомился с поэтом Даши Дамбаевым. А с Дондоком Улзытуевым познакомил будущего художника Алексей Бадаев. Через много лет Доржи Пурбуев создал большой цикл графических работ, посвященных памяти бурятских поэтов Дондока Улзытуева и Даши Дамбаева, которые хранятся в Московском музее Востока.
После службы в армии учился в Москве, а в 1973 году закончил Таллинскую художественную академию с бронзовой медалью. Здесь же начал свои первые шаги в книжной иллюстрации, учился у профессоров Эвальда Окоса и Пауля Лухтейна. Его дипломной работой стала иллюстрация «Божественной комедии» Данте Алигьери. Со второго курса академии Доржи Пурбуев активно сотрудничает с эстонским издательством «Ээсти Раамат», где вышла книга Максима Горького «Революционные песни» с иллюстрациями студента из Бурятии. В 1974 году эта книга была переиздана на польском и немецком языках. Молодой художник стажировался в Германии.По возвращении на родину –в Бурятию – Доржи Пурбуев взялся за оформление «Гэсэра».
Слайд 4
В 1975 году все иллюстрации к эпосу были
подготовлены к изданию, но по ряду причин эти листы
так и не увидели книжных страниц. Одной из главных причин стало обвинение властей в его приверженности к буддийской философии. Более30 работ из серии «Памяти лам Бурятии» посвящены священнослужителям Янгажинского, Эгитуйского, Кижингинского, Закаменского, Курумканского дацанов, репрессированных в 1936 – 1937 годах. Лирический цикл «Родные напевы», «Родные просторы», «Вечность» - это самые ранние работы,0 подаренные родной школе. Все они созданы на просторах Олзона – его малой родины. «Родные напевы» - картины этюдного характера возвращают его в мир детства, воспоминаниям о дедушке Гарме – дархане и умельце, руками которого построено и украшено много дацанов Бурятии.
Первой большой работой после «Гэсэра» стало оформление книги «Алтаргана»(«Золотарник»). Бурятские народные песни, благопожелания в переводе на русский язык народного поэта Бурятии Баира Дугарова давали художнику большой простор для самовыражения.
Слайд 5
Графическую коллекцию, состоящую из 30 листов, Доржи Гармаевич
посвятил памяти отца, командира орудия, погибшего в декабре 1942
года на Белорусском фронте. Ему тогда было чуть больше года, и отца он, конечно, не помнит. Фотографии из семейного альбома, талант художника и сыновняя любовь стали слагаемыми одной из лучших графических серий художника. Итогом одной из творческих командировок Доржи Пурбуева стала изысканная серия цветных графических листов «По Монголии».
Посещение Монголии подтолкнуло художника к созданию более значительной философской серии «Сокровенное сказание монголов», главным героем которой стал Чингисхан. 18 иллюстраций в технике буддийской танки – минеральных красок по ткани – посвятил памяти цанид Хамбо ламы Агвана Доржиева – учителя Далай ламы XIII. Героями графической серии «Люди, остановитесь на миг!» стали ведущие философы Востока. Этот цикл, по мнению художника, должен заставить всех нас задуматься о смысле жизни, о сохранении мира и свободы на земле.
Каждый цикл Пурбуева – это поэма о своем народе, его культурном наследии, удивительном поэтическом даровании.
Слайд 7
24 декабря 1950г. - родился в селе Улан-Булак
Агинского Бурятского автономного округа.
1971 - 1975 Иркутское училище искусств
1975
- 1981 Ленинградский институт живописи, графики, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина
1984 г. - член Союза художников СССР
1985 г. - участник XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Москва)
1991 - по н.в. - главный художник Государственного Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева
2005 г. - заслуженный художник Российской Федерации.
Слайд 8
Творческий путь Доржиева можно назвать методическим постижением вечной
тайны бытия. Закончив с отличием Иркутское художественное училище, а
также Ленинградскую академию художеств им. И. Е. Репина, художник упорно ищет свою тему, свой путь в искусстве. Вековые народные традиции переосмысляются им совершенно по-новому, европейская школа в сплаве с духом древности позволили ему открыть нечто глубинное в национальном художественном осознании и осмыслении бытия.
В работах мастера ощутимо прослеживается тяга к извечному поиску истины – «кто мы…», что ведет его к почти языческому мироощущению, позволяющему создавать картины-размышления об исторической судьбе нации. Таков, например, извечный для бурятского искусства образ языческого быка-прародителя «Буха-нойона». В 2000 году Б. Доржиев создал этот легендарный образ: огромный бычий глаз, пятна красного цвета, линии, рог… - чувствовалось влияние Пикассо, разложение формы на узнаваемые фрагменты. Главное, к чему тогда стремился художник, – к передаче чувственного ощущения животворящей силы и страсти. Большое влияние на творческий путь Доржиева оказала работа главным художником Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева.
Слайд 9
Театральное искусство, динамичное, эмоциональное, стало очередной вехой, обогатившей
его художественный опыт. Искусство национального театра основано на национальной
литературе, которая, в свою очередь, неотрывно связана с народной мифологией, фольклором, уходящими в недра первоначального мифологического мышления и имеющее непреходящую художественную ценность. Все это явилось подспудным двигателем, позволившим искусству Доржиева расцвести новыми образами. Окунувшись в столь бесценный материал, его творческое мышление обрело новые грани, где все более возрастающее значение приобрела проблема диалога, взаимодействия национального и общечеловеческого. Так появились следующие живописные произведения: «Аяншаад» («Путешественники»), «Хун-шубуун» – «Мать-лебедица» (2001), «Степной театр» (2002-2004), «Бальжин хатан» (2000) и др., рамки которых раздвинулись, образы ожили во времени и пространстве. Примечательно, что свои неповторимые и разнообразные образы художник с большим мастерством воплотил не только в живописи, но и в графике.
Слайд 10
И везде самой одушевленной субстанцией для Доржиева, позволившей
ему преображать и философски осмысливать реальность, явился цвет. Пространство
цвета и света обретает неожиданные оттенки «золотого цвета Азии» и прочувствованный, почти разгаданный смысл бытия нации. Результатом творческих исканий в этом направлении явился образ «Хатан-царицы» - образ утрированный, предельно обобщенный, с нарочитыми пропорциональными нарушениями, явивший миру иной, отличный от навязываемых стандартов, вызывающий своим гротеском, нерафинированный, азиатский архетип, исполненный при этом все той же неизбывной силой, убеждающий жизнеспособностью нации. Мировидение Бальжинимы Доржиева выразилось в его искусстве - национальном по форме, общечеловеческом по содержанию - архитипичном и ультрасовременном, а главное – жизнеутверждающем
Слайд 11
Член Союза художников РБ с 1984 г.
Удостоен звания «Народный художник Бурятии», «Лауреат Государственной премии Республики
Бурятия», «Заслуженный художник Российской Федерации».
Участник Республиканских, Всесоюзных, международных выставок с 1981 г.
С 1989 года Бальжинима Доржиев является главным художником Бурятского академического театра драмы им.Х.Намсараева.
По словам Доржиева, главное для него – передать через краски свои чувства: «Вернуться к себе, к своим истокам через цвет, понять цвет – задачи, сложнее и достойней которых, по-моему, нет. И если это где-то удается, я доволен. Через многочисленные путы я пробиваюсь к себе».
Для зрителей роскошь пространства света и цвета на полотнах художника – настоящий праздник, дарящий радость и надежду. Мастер оживляет традиционные бурятские мифы, создавая мощные фантазийные образы в живописи и скрупулезно следует натуре в своих графических работах, преклоняясь перед самым великим художником – природой. «Мы , буряты, — богатый народ. Наша мифология – это колодец, из которого мы бесконечно черпаем возможности для создания уже современных мифов» — говорит Доржиев.
Слайд 20
Шонхоров Чингиз Бадмаевич родился в улусе Далахай в
местности Сагаан-Упан Тункинского аймака Бурят-Монгольской АССР в 1948 году
в семье кузнеца. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Академии художеств СССР в 1978 году. Заслуженный народный художник РБ, Лауреат госпремии РБ, Заслуженный художник России.
Участие в выставках С 1978 года участвует в республиканских, зональных всероссийских, всесоюзных выставках в Москве, Алма-Ате, Баку, Ереване, Вильнюсе, а также в зарубежных в Саппоро (Япония), Париже (Франция), Амстердаме (Голландия), Пекине (Китай), Улан-Баторе (Монголия), Сиэтле, Сан-Франциско (США) и др.
Слайд 21
Имеет следующие почётные звания и награды:
1. Медаль за
стр-во БАМа-1982 г
2. Заслуженный художник РБ- 1983 г
3. Лауреат
Госпремии РБ в обл.искусства-1995 г
4. Благодарственная грамота Всебурятской ассоциации развития культуры-1996 г
5. Почётная грамота правительства РБ за заслуги в обл. изобразительного искусства -1998 г
6. Народный художник РБ - 1998
7. Заслуженный художник России – 1999
8. Диплом 3 степени Республиканской премии им. Ц.С. Сампилова-2002 год
9. Диплом 1 степени Республиканской премии им. Ц.С. Сампилова-2005 год
10. Государственная премия правительства России- 2006 год
11. Благодарность от Президента и Правительства РБ за большой вклад в развитие культуры, искусства и средств массовой информации РБ-2006 год
12. Присвоено звание члена-корреспондента Российской академии художеств (РАХ)-2007 г
13. Лучшие люди Бурятии -2009 год г. Улан-Удэ
14. Лауреат премии международного искусства «Путь единства» медаль, диплом и благодарность-2009 год
Слайд 25
Иннокентий Григорьевич Налабардин родился 19.04.1933 году.
В 1958г. окончил
Иркутское художественное училище.
После службы в рядах Вооружённых сил, в
период с 1960 по 1970 гг. он работал художником в Бурятском книжном издательстве. В это же время Иннокентий Григорьевич принял решение учиться дальше и поступил в Московский полиграфический институт (ныне академия им. Фаворского) с 1968г. по 1973г. Окончание Московского института было ознаменовано художником прекрасно проиллюстрированной книгой Ж.Тумунова «Степь проснулась». О Иннокентии Григорьевиче добром, скромном, талантливом труженике искусства можно говорить бесконечно. То, что он создал неповторимо, присуще только ему. Его творчество органично вошло в сокровищницу искусства родной Бурятии и является достоянием Республики. Он один из первых поддержал проект, и подарил картину «Вечер на Байкале». Он работает в жанрах: портрета, пейзажа, сюжетно-тематической картины. Работы его находятся в музеях Бурятии, а также в частных коллекциях Москвы, Украины и за рубежом. Окончил Иркутское художественное училище Московский полиграфический институт Член Союза художников России Заслуженный художник Республики Бурятии Народный художник Республики Бурятии Участник художественных выставок с 1958 г.
Слайд 26
Иннокентий Налабардин принадлежит к тому поколению художников,
которое соединяет современное искусство с классической плеядой выдающихся мастеров
прошлого – Ц. Сампиловым, Р. Мэрдыгеевым, А. Сахаровской, А. Окладниковым, А. Тиминым.
В эпоху XXI века, осмысливая волнующие его явления с высоты жизненного опыта, художник предлагает собственный взгляд на этнокультурные традиции Бурятии и глобальные события прошлого, во многом определившие ход мировой, отечественной и национальной истории.
И.Г. Налабардин знаком многим как оформитель здания Министерства мелиорации и водного хозяйства Республики Бурятия, Городской больницы № 1 г. Улан-Удэ, Дворца бракосочетания, а также Дворца культуры в селе Новая Брянь Заиграевского района. Это еще раз без лишних слов подтверждает глубину его таланта.
Слайд 27
Важный факт биографии художника - знакомство в это
время с основоположниками профессиональной бурятской школы живописи Цыренжа-пом Сампиловым
и Романом Мэрдыгеевым, которые, несомненно, повлияли на его решение поехать в Иркутск поступать в художественное училище. Его Иннокентий Налабардин с успехом окончил в 1958 году.
Десять лет работал он художником в Бурятском книжном издательстве. Тогда-то и принял для себя решение учиться дальше, в Московском полиграфическом институте (ныне академия имени Фаворского). Дипломной работой Налабардина стали иллюстрации к книге Жамсо Тумунова "Степь проснулась".
Иннокентий Григорьевич много иллюстрировал произведения А. Бальбурова, М.Жигжитова, оформлял учебники.
Слайд 28
И.Г. Налабардин участник многих всесоюзных, российских, зональных, республиканских
и зарубежных выставок. Его произведения хранятся в Республиканском художественном
музее имени Ц. С. Сампилова, в Шушенском мемориальном музее В.И. Ленина, в музее Н. Фешина (США), а также в частных коллекциях в России и за рубежом (Германия, Франция, Монголия).
Сегодня И.Г. Налабардин известен как художник разностороннeгo таланта. Нельзя найти ни одной сферы творчества, в которой бы не реализовывал себя этот великолепный живописец. Но отдельным, совершенно особенным мотивом его творчества стала любовь к Монголии. Эта удивительная страна, с богатой историей и культурой всегда притягивала к себе художника. Не раз он перечитывал "Сокровенное сказание монголов" и "Жестокий век" Исая Калашникова, постепенно формируя в сознании монументальный образ величественного и могущественного полководца-завоевателя, великого хана Монгольской империи Тэмуджина. И хотя образ этого выдающегося исторического деятеля вдохновлял и продолжает вдохновлять на создание произведений искусства многих бурятских художников (И. Дадуев, Л.Доржиев, Д. Пурбуев, Ч. Шенхоров), однако же, наверное, только Иннокентий Налабардин упорно шел к его воплощению более десяти лет.
Слайд 29
Первый из них закупил музей имени Николая Фешина
в Чикаго вместе с работами других бурятских художников (Ч.
Шенхорова, Ю. Мандаганова). Второй в 2006 году Иннокентий Григорьевич подарил Правительству Монголии в честь 800-летия образования Монгольской империи, а также в знак дружбы и искреннего уважения к истории и культуре монгольского народа.
Сегодня готов третий вариант триптиха, который впервые будет представлен на персональной выставке в Республиканском художественном музее имени Ц.С.Сампилова. На нем И.Г. Налабардин изобразил великого хана в состоянии покоя и задумчивости. Надо сказать, что художник на протяжении всей жизни постоянно пересматривает образ Чингисхана, отмечая, что ему "все время хочется что-то переделать, доделать; трудно остановиться...". В мастерской художника много набросков, этюдов, которые он использовал при создании триптиха "Из глубины веков".
Не менее известен и другой его триптих "Поход хори-бурят" (2002-2003 годы), который своей тематикой обращает нас к важному историческому событию в жизни бурятского народа - поездке делегации хори-бурят в Москву, к Петру Первому. Интересно, что совсем недавно, в сентябре, этот триптих приобрела Администрация Улан-Удэ ко Дню города и 85-летию Республики Бурятия. Теперь эта работа украшает здание мэрии, однако посетители смогут увидеть ее и на юбилейной выставке Иннокентия Григорьевича.
Слайд 30
Монголии посвящены и многие другие его произведения. Средствами
живописи он создает неподдельное ощущение бескрайних монгольских степей, ее
величественной, ни на что не похожей природы, убедительно передает дух времени. И, даже несмотря на размер живописной работы, монументальность задуманного образа в ней неизменно сохраняется. Говоря о пейзажных композициях художника, нельзя не отметить те из них, что посвящены родной для него Бурятии. Красота и необъятность Байкала, манящая недостижимость гор, широта и просторы бурятских степей - все это с любовью и тщательностью переносит художник на холст.
Сегодня И.Г.Налабардин известен не только тонко выполненными жанровыми работами, пейзажами, но и великолепными портретами, в которых ему удалось передать всю палитру человеческих чувств и переживаний, подметить индивидуальность каждого своего героя ("Ангарский военком (Балтахинов)", "Каландаришвили", "Портрет чабана Ц.Жапова", "Портрет писателя М.М. Жигжитова"...
. Это еще раз без лишних слов подтверждает глубину его таланта.
Сам о себе Иннокентий Григорьевич сказал когда-то: "Я - счастливый человек!". И мы видим это в его творчестве.