Слайд 2
Система музыкального воспитания
Система (от греч. systema ) –
целое, составленное из частей, соединение; множество элементов, находящихся в
отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство
Слайд 3
Система музыкального воспитания
деятельность педагога передающего музыкальный
опыт воспитаннику;
деятельность ребенка, активно осваивающего этот опыт;
средства воспитания;
формы
организации музыкальной деятельности
Слайд 4
Системы музыкального воспитания разрабатывали:
Эмиль Жак- Далькроз (Швейцария)- развитие
музыкально ритмического чувства;
Золтан Кодая (Венгрия) – развитие ладового (относительного)
слуха;
Карл Орф (Австрия) – развитие музыкально- творческих способностей.
Слайд 5
Дмитрий Борисович Кабалевский
30.12.1904 – 14.02 1987
Выдающийся отечественный
композитор, общественный деятель, ученый, пианист, дирижер, музыковед, публицист, музыкант-
просветитель, педагог- исследователь.
В 70-е годы XX века разработал собственную целостную художественно- педагогическую концепцию музыкального воспитания детей
Слайд 6
В основу концепции положены:
научные идеи Б.В. Асафьева;
достижения прогрессивных
педагогов- музыкантов;
собственные научные разработки;
огромный практический опыт
Слайд 7
Статья
«Требование времени»
Москва, 1983
Слайд 8
Противоречия в сфере массового музыкального воспитания
1-е противоречие –
связано с названием предмета;
2-е противоречие – между вводными статьями
к программе и конкретным содержанием программ;
3-е противоречие – между стремлением превратить предмет «Музыка» в единый целостный предмет и дробление его на малосвязанные части. (пение, музыкальная грамота, слушание музыки)
Слайд 9
Разрешение противоречий:
1-е противоречие – название предмета - «Музыка»,
т.к хоровое пене не может подменять собой всю культуру.
«Музыкальное
воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека»
(В.А. Сухомлинский)
Слайд 10
2-е противоречие -
Почти все основные принципы и методы
и значительная часть музыкального материала, заложенного в программу Кабалевским,
были опробованы и проверены в практическом опыте автора (беседы с детьми, книга «Про трех китов и про многое другое»)
Слайд 11
3-е противоречие
Урок должен быть объединен какой-то единой идеей,
темой.
Был найден путь: предложить принципиально иной тематизм, который исходил
бы из музыки и на музыку опирался.
Темы – это закономерности музыки.
Слайд 12
Тематизм программы «Музыка»
«Тематизм новой программы – это лестница,
ступени которой (темы) ведут учащихся к овладению музыкальной культурой.
Заменить одну ступень другой, вытянуть хотя бы одну из них вообще – значит разрушить всю лестницу, лишить программу не только целостности, но и изъять из нее весь творческий, музыкально- педагогический смысл» (Кабалевский Д.Б.)
Слайд 13
Тематизм программы способствовал:
реорганизации музыкальных занятий, решению вечного вопроса
– «целостность урока музыки»;
композитору удалось предложить свою логику представления
ведущих закономерностей музыкального искусства в учебной программе;
установлению устойчивых связей между этапами музыкального образования;
целенаправленным стал процесс формирования музыкальной культуры школьников.
Слайд 14
Тематическое построение программы
1 класс (2) «Образ музыки»
1 четверть
- «Три кита в музыке – песня, танец, марш»
2
четверть – «О чем говорит музыка»
3 четверть – «Куда ведут ас три кита»
4 четверть – «Что такое музыкальная речь»
Содержание, форма, язык
Слайд 15
2 класс (3)
1четверть – «Песня, танец, марш перерастают
в песенность, танцевальность, маршевость»
2 четверть - «Интонация»
3 четверть –
«Развитие музыки»
4 четверть – « Построение (формы) музыки»
Абстрактно - всеобщие формы существования музыки как целостного организма
Слайд 16
3 (4) класс
1 полугодие – «Музыка моего народа»
2
полугодие – «Между музыкой моего народа и музыкой разных
народов мира нет непереходимых границ»
Способность музыки быть средством человеческого общения.
Школьники изучают коммуникативную функцию искусства.
Процесс художественного общения на языке эмоций-интонаций
Слайд 17
4 (5 ) класс
1 полугодие – «Музыка и
литература»:
1 четверть- «Что стало бы с музыкой, если бы
не было литературы»;
2 четверть - «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»;
2 полугодие – «Музыка и изобразительное искусство»:
3 четверть – «Можем ли мы увидеть музыку
4 четверть- «Можем ли мы услышать живопись»
Слайд 18
Эмоционально-оценочная функция искусства
Интонационная природа искусства;
Искусство – продукт реализации
сущностных сил человека, его способности к эстетической оценке мира,
способности к художественному отражению мира
Слайд 19
5 (6) класс
Преобразовательная функция искусства
1 полугодие –
«Преобразующая сила музыки»
2 полугодие – «В чем сила музыки»
Совместное
«исследование» учителем и учащимися возможностей музыкального искусства в его воздействии на личность человека, его эмоциональный, психологический, духовный мир.
Слайд 20
6 (7) класс
Познавательная функция искусства
1 полугодие – «Музыкальный
образ»
2 полугодие – «Музыкальная драматургия»
Исследуется проблема отражения в музыкальном
искусстве законов объективного мира в самых сущностных взаимосвязях.
Музыка (сонатное аллегро) становится художественной моделью диалектики мира.
Слайд 21
7 (8) класс
1 четверть – «Что значит современность
в музыке»;
2 четверть – « Музыка серьезная и легкая»;
3
четверть – «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки»;
4 четверть – «Великие наши «современники»
Слайд 22
Обобщение всего пройденного материала под углом зрения проблем:
Традиции
и новаторство в музыкальном искусстве;
Осмысление величия духа и таланта
творцов гениальных творений в музыке;
Познание сущности понятия «современность в музыке»;
Знакомство с современным языком музыки в самых разных жанрах.
Слайд 23
Тематизм программы
Д.Б. Кабалевского – методологический феномен, не
имеющий аналогов в современной мировой педагогике
Слайд 24
Статья
«Основные принципы и методы программы по музыке
для общеобразовательной школы»
Москва, 1974.
Слайд 25
Д.Б.Кабалевский стоял на позиции:
Принципы и методы (как и
содержание) учебной программы должны исходить из самой музыки, ее
интонационно-образной природы.
Искал методические принципы, специфические для предмета, изучающие музыку как живое искусство.
Слайд 26
«Для изучения музыки общедидактические принципы, разумеется нужны, но
если они не проникнуты живым дыханием самой музыки, они
остаются абстрактной схемой»
«Я стремился найти концепцию, которая исходила из музыки и на музыку опиралась…»
(Д.Б. Кабалевский)
Слайд 27
«Прекрасное пробуждает доброе» - эти слова Д.Б.Кабалевского
– основа его концепции.
От содержания профессионального к содержанию духовному.
«К
сожалению, ни до, ни после Д.Б.Кабалевского ни один музыкант не пожелал заниматься образованием слушателей, а не исполнителей. все готовы работать с будущими профессионалами, и никто не готов – с теми, для кого эта музыка пишется и исполняется» (Б.М. Неменский)
Слайд 28
«Музыкальную педагогику пришлось во многом принципиально изменить.
Теперь принципиально измененная музыкальная педагогика подгоняется под традиционную общую
педагогику…»
(Д.Б. Кабалевский)
«Отношение к искусству как средству воспитания, подход к преподаванию музыки как школьному предмету вытесняют идею преподавания музыки как живого образного искусства».
(Л.В.Школяр)
Слайд 29
Система Д.Б.Кабалевского – открытая система, не вступает в
противоречие ни с одной из 3-х названных выше систем.
Она
способна вобрать в себя многие из практических приемов швейцарского, венгерского и немецкого музыкантов и допускает вариативную множественность путей ее практической реализации, обусловленную национальным составом детей, отбираемым для занятий репертуаром, личностью педагога.