Слайд 2
Народный костюм Тульской Губернии.
Мужской костюм.
Мужской костюм был
в большей или меньшей степени однородным по покрою во
всех великорусских областях, что связано с положением мужчины в обществе. Основу мужского костюма составляла рубаха всюду одинакового туникообразного покроя: с перегнутым на плечах центральным полотнищем, в котором делался круглый вырез для шеи и разрез (пазуха) на груди слева (рубаха-косоворотка); по бокам пристрачивались перегнутые вдоль прямые или косые бочка, а к ним и к центральному полотнищу пришивались рукава прямого покроя, также из перегнутых вдоль полотнищ-точей. Между рукавами и бочками вшивались сложенные пополам прямоугольные ластовицы, обычно из ткани другого цвета. Длина рубахи — в среднем до колен, у парней и молодых мужиков немного выше. Носилась она навыпуск, с кушаком. Орнамент в виде мелкой вышивки красной нитью располагался по вороту, пазухе, обшлагам и подолу.
Слайд 3
Рубаха дополняется портами из домотканины, обычно в белую
и синюю или красную, серую, черную полоску. В поясе
порты собирались на шнурок — гашник, или очкур. В XIX в. появились штаны из домотканого или фабричного сукна, отличавшиеся вшитым поясом, застегивавшимся на пуговицу, с клапаном на разрезе, клинообразными вставками на внутреннем шве и вшивными карманами
Слайд 4
Верхняя одежда.
Разнообразна, но столь же функциональна и
конструктивна была верхняя мужская одежда. Основным ее традиционным видом
был кафтан, а также производные от него полукафтанье, поддевка, казакин и т. д. Кафтан — праздничная одежда из домотканого или покупного фабричного синего, коричневого, черного сукна и даже плиса, длиной до колен. Повседневной зимней одеждой был овчинный полушубок
Слайд 5
Головные уборы.
Распространенным мужским головным убором была валяная
из поярка шляпа с узкими прямыми полями, с высокой,
слегка сужающейся кверху тульей и прямым круглым донцем; тулья могла сужаться до середины, а затем кверху снова расширяться, образуя перехват. Такие шляпы назывались гречневиком, черепенником. Носили также валенку — валяный высокий колпак с нижней частью, отвернутой вверх наподобие околыша. Зимой носили меховые треухи и малахаи со стоячим меховым козырем спереди и отворачивающейся вниз задней лопастью, а также овчинные папахи. К концу XIX — началу XX в. получает распространение, особенно у парней, молодых мужиков и зажиточных крестьян, картуз с небольшим лакированным кожаным козырьком, суконный, с довольно высоким околышем и невысокой мягкой тульей.
Вся мужская одежда непременно подпоясывалась широкими кушаками, довольно длинными, несколько раз оборачивавшимися вокруг талии, с концами, заткнутыми по бокам за кушак, и поясами-покромками, ткаными, узорчатыми, с концами, украшенными кистями и бахромой,
Слайд 6
Значительно разнообразнее и сложнее мужского женский костюм, часто
различавшийся по расцветке и орнаментации не только по губерниям
или уездам, но и по отдельным волостям и даже селам.
Слайд 7
Столь же сложна и терминология женского костюма:
однотипные вещи в разных местностях могли называться по-разному, и
в то же время в разных губерниях одно и то же название прилагалось к различным видам одежды.
Дробность женского костюма связана с особенностями положения женщины в обществе и семье. Во-первых, женщина не была самостоятельна юридически: получить паспорт на отлучку с места жительства она могла только с разрешения отца или мужа. Во-вторых, она была постоянно привязана к хозяйству и семье; даже после окончания полевых работ на ней оставались все домашние дела и прибавлялись работы по обеспечению семьи за зиму домоткаными тканями, одеждой. Женщина редко отлучалась сколько-нибудь далеко и надолго от своего селения, мало была знакома с чужими обычаями и обиходом, обладала более узким кругозором, была более консервативна, нежели мужчина, и в полной мере оказывалась хранительницей традиций, в том числе и в области одежды.
Женский костюм.
Слайд 8
Элементы женского костюма.
Рубаха
Понева
Пояс
Передник- «завеска»
Головной убор – повойник
Ожерелье
Цепь.
Слайд 9
РУБАХА.
Основой всех женских костюмных комплексов является
рубаха. Она служила повседневной одеждой, дополняясь сарафаном, поневой, андараком,
кубелеком, нагрудой, плечевой одеждой. Рубаха состоит из стана и рукавов, деталей, нередко разных по качеству, цвету ткани и отделке. Стан делался из отбеленного домотканого холста, рукава также были холстинные белые либо пестрядинные, кумачные, затканные красной нитью и т. д.
Наиболее архаичным типом женской рубахи является рубаха туникообразная, в виде длинного холста, перегнутого на плечах, с вырезным воротом и вшитыми, как у мужской рубахи, бочками и рукавами; нередко туникообразная рубаха имела и ластовицы. Отличалась она от мужской рубахи только длиной до пят и отсутствием подоплеки. Позднее такая рубаха стала чисто старушечьей и обрядовой, смертной одеждой.
Слайд 10
Понева
Понева является древнейшим видом женской одежды, ее
носили в комплексе с кичкой и особой нагрудной и
плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин, девушки надевали ее по достижении половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда.
Слайд 11
Понева представляет собой поясную одежду из трех
и более частично сшитых кусков ткани из шерсти, специально
изготовленных на ткацком стане. Обычно поневы имели богато украшенные кумачовыми лентами, зубчиками, ромбами, галунными нашивками подолы, кромки вдоль разрезов, а также швы прошв. Праздничные поневы с хвостиками из лент длиной до 20 см, в Тульской губернии сзади и на бедрах нашивали квадраты из бумажных тканей с тремя бубенчиками.
Слайд 12
Плечевая и нагрудная одежда.
Завеска и запон. Занавеска, или
запон, нагрудник, передник, была распространена и в Рязанской, Тульской,
Калужской губерниях. Эту белую, крашенинную, пестрядинную, кумачную или из набойного ситца туникообразную одежду с рукавами и ластовицами и прямоугольными вырезами сзади до лопаток носили поверх рубахи и поневы или сарафана. По подолу и кромкам рукавов она украшалась затканкой, вышивкой, полосками кумача, китайки, кружевными прошвами. С конца XIX в. занавеску шили здесь без рукавов, с грудкой и на лямках и надевали через голову
Слайд 13
Головные уборы.
Паневный комплекс дополнялся головным убором, преимущественно
типа кички с животными формами. Однако незамужние девушки носили
открытый головной убор — повязку в виде более или менее широкой ленты, иногда с твердым околышем, дополнявшуюся хвостом из лент. Повязка могла украшаться бисерной бахромой, напоминающей северную ряску. В южном, юго-западном и юго-восточном регионах замужние женщины носили кокошники. В Рязанской, Тульской, Калужской губерниях кокошник или шапочка был праздничным головным убором; он имел высокое очелье и круглое донышко из красного бархата или шерстяной фабричной ткани, расшитые золотом, отделанные позументами, позатылье украшали лентами и бисером, с боков свешивались бисерные подвески.
Постепенно кокошник, как более архаичный головной убор, сменялся кичкой с сорокой, которую носили преимущественно достаточно зажиточные женщины. Недаром в Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской губерниях он надевался после венчания, в праздники .
Слайд 14
Сорока и кичка.
В Рязанской, Тульской, Калужской губерниях
в качестве остова для сороки чаще всего использовалась кичка
с острыми рогами, скатанными из пеньки и простеганными нитками; были также тупорогая, "комолая", лопатообразная и копытообразная кички из луба, обшитого холстом. Сзади к ней привешивали повойник со вздержкой на шнуре. Поверх кички на лоб могли надевать связку в виде полосы холста с вышитыми квадратами на концах; концы связки завязывали под позатыльем. Перед сороки обычно вышивался. Сороки пожилых женщин и вдов были белыми, молодые женщины шили будничную сороку из красной крашенины, праздничную — из кумача или малинового штофа, на подкладке из белого холста, пестряди, набойки.
Слайд 15
Верхняя женская одежда южновеликорусских губерний в основном была
такой же, как и мужская, отличалась лишь размерами и
наличием украшений. Так, женские зипуны часто отделывали плисом, на полушубках выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и правой поле. Однако встречались и чисто женские виды верхней одежды.
Слайд 16
Основной вид обуви — лапти косого плетения
с белыми или черными онучами или шерстяными вязаными чулками
под оборы, а также кожаные чоботы, или коты, — галошеобразные туфли на невысоком каблуке с подковками, спереди и сверху орнаментированные красным и желтым сафьяном, сукном, украшенные спереди цветными шерстяными махориками. Кожаная обувь также закреплялась на ноге оборами — черными или красными плетеными шерстяными шнурами или тонкими полосками кожи, пропущенными через петлю на заднике.
Слайд 17
Сарафан был довольно широко распространен в южновеликорусских губерниях,
главным образом как девичья одежда.
На фото два варианта костюма
рубаха с поневой и завеской и рубаха и сарафан.
Слайд 19
Украшения.
Довольно разнообразны были нагрудные, шейные и другие
украшения. Ожерелок, или жерелок, подгорлок в виде бисерного кружева,
закрепленного на полоске холста, носили на шее, застегивая сзади на пуговицу. Гайтан — плетеная бисерная тесьма длиной 50—70 см, заканчивался бахромой, медальоном или крестом. Ожерелье представляло собой узкую полоску кумача с плотно нашитым бисером и перламутровыми пуговицами. Носили также дутые стеклянные бусы, разнообразные дутые медные серьги с привесками из цветных бусинок, разноцветной шерсти и т. п., а также очень характерные для кичко-образных головных уборов пушки — ушные украшения в виде шариков из гусиного белого пуха или заячьей шкурки, закреплявшиеся ни висках.
Слайд 23
Вышивка была главным украшением костюма. Для тульской губернии
характерно сочетание черного и красного цвета нитей.
Орнамент нес
в себе много тайного смысла. Например, ромб с четырьмя точками – это знак засеянного поля, символ плодородия.
Слайд 24
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче,
но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его
ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
Слайд 25
Вышивка на подоле и украшения из тесьмы.