Слайд 3
Материалы: лист ватмана, краски, кисти, стаканчики с водой,
цветные карандаши.
Цель: профилактика синдрома эмоционального сгорания у педагогов.
Задачи: возможности
осознования и изменения эмоциональных состояний педагогов, включенных в изобразительную деятельность;
Налаживание взаимодействия между участниками;
Слайд 4
Психолог предлагает каждому участнику представить себя в виде
блюда на обеде и расположить- нарисовать его на столе-ватмане.
Во время выполнения задания налагается запрет на разговоры между участниками. После выполнения задания участники садятся в круг и обсуждают продукт своей творческой деятельности по следующим вопросам: какое блюдо нарисовано, какими характеристиками его можно наделить, можно ли провести соответствие между характеристиками блюда и гранями личности рисовавшего, пространственное расположение блюд, оформление стола и т.д. Важно, чтобы возможность высказаться получил каждый участник.
Слайд 5
Психолог предлагает обсудить тему значения еды в жизни
человека: какие функции выполняет еда в жизни человека; детские
воспоминания о процессе приема пищи в семье, детском саду, школе; обязательные блюда, полезность –не полезность продуктов; этикет за столом; индивидуальные особенности приема пищи; культурные традиции, связанные с едой; национальные особенности кухни; «пищевые» метафоры, используемые в сфере человеческих отношений. В завершении участники делятся своими впечатлениями. Формулируются основные положения оптимизации процесса приема пищи в образовательном учреждении.
Слайд 7
Какие блюда нарисованы? Ответы : кусок торта на
блюдечке с голубой каемочкой; Курица с зелеными листьями салата
на блюде с розовой каемочкой; кофе черный с молоком; конфета; конфеты в вазочке; яблочный пирог; мороженное в вафельном стаканчике и т.д.
Какими характеристиками их можно наделить: вкусный, аппетитный, сладкий, мягкий, горячий, сочный, роскошный, привлекательный, диетическая, полезная, вкусная, тонизирующая, стимулирующая к работе и т.д.
Можно ли провести соответствия между характеристиками блюда и гранями личности рисовавшего? Мягкий, горячий, мягкая и нежная; крепкая и бодрящая и т.д.
Слайд 8
Оформление: Скатерть стола, рюшечка коричневого цвета.
Функция еды в
жизни человека. Питание, поддержка человека в действующем состоянии; повышение
настроения; согревает, успокаивает, еда , как атрибут общения, угощение, как ритуал, как лечебное меню, похудение, привычка, снятие стресса, удовольствие, всегда доступна, средство для фантазии в процессе приготовления, молчаливое бессловесное самовыражение, состояние души, обеспечение человека полезными веществами, ассимиляция.
Слайд 9
Опять есть, а аппетита нет. Очень любила бабушкины
пироги с вишней, с черной смородиной, с малиной, с
клубникой, «пироги-посыпушки» с вареньем. Хлеб с салом. Консервированный компот из вишни и черники зимой. Цыпленок - табака с чесноком, картофельное пюре, сосиски, вареное яйцо, какао, манная каша, блины или оладушки на завтрак.
Слайд 10
Индивидуальные особенности приема пищи: в компании, с радио,
с музыкальным сопровождением. Просмотр новостей или кинофильма, вместе с
семьей за обеденным столом. В тишине и одиночестве (мечта мамы замученной детьми). По разному.
Национальные особенности кухни: калорийная, жирная. В русской традиции на 1-е суп, на 2-е картошка с мясом, котлеты; каша перловая с отварной или жареной рыбой; салаты или винегрет, любые овощи. Чай, кофе, компот. В узбекской много специй.
«Пищевые» метафоры, используемые в сфере человеческих отношений: муж, объелся груш. Хлеб – всему голова. Скатерть-самобранка. Молочные реки, кисельные берега.
Слайд 11
Вкусно
Полезно
Совместно, коллективно
В определенное время
В соответствии с особенностями национальной
кухни
Красивая и эстетическая сервировка стола
В спокойной обстановке и размеренно.
Слайд 12
Эффективно работает в работе с дошкольниками. При переживании
сложных чувств легче выразить чувства в рисунках.
I этап:
свободная активность перед собственно творческим процессом-непосредственное переживание (может быть короткое или длительное)
II этап: процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление
Слайд 17
На начальной стадии(от одного до четырех занятий) рисунки:
1) отображают внутренний мир ребенка, образы отражают причину проблем
ребенка; 2) отражают потерю внутреннего контроля и существование чувств отчаяния и безысходности; 3) дают возможность установить контакт с психологом (часто изображают психолога в виде доброго гиганта, летчика вертолета, нянечки.
Слайд 19
1) выражение эмоции в чистом виде;
2) борьбу противоположностей
(добро со злом);
3)углубление взаимоотношений между ребенком и помощником. Рисунок
как мостик для перехода к непосредственному обсуждению болезненного вопроса или для раскрытия тайны.
Слайд 20
1) образы, которые отражают смысл мастерства, самоконтроля и
достоинства;
2) сцены отражающие положительные образы;
3) автопортрет или различные мандалы;
4)
забавные сцены;
5) картинки, отражающие независимость.
Слайд 22
Темы серий «Путешествие в детство».
1. Когда я
был маленьким
2. Моя любимая игрушка
3. Моя первая ложь
4. Я
в детстве.
Слайд 23
Серийное рисование
Варианты: по проблематике в течение нескольких встреч.
В одну встречу - серия из 6 рисунков. Зависит
от времени и от возраста. Может быть несколько тем на одном листе (раскадровка). Может быть круг разделенный на сектора. Проблема, вопрос, что нужно прояснить. Это –травмирующая ситуация, работа со страхами, с агрессией, с болезнью. Увидеть ситуацию, найти ресурс
Слайд 25
Материалы: листы бумаги разного размера, разной фактуры, скотч,
ножницы, кисти, акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши, ластик,
стаканчики с водой, салфетки и др.
Схема проведения методики: подготовить материалы, место для проведения. Установить контакт с ребенком и озвучить инструкцию к выполнению задания.
Анализ: обсуждение замысла, стратегия взаимодействия с партнером по рисованию
Слайд 26
Что помогало. Что мешало в выполнении задания.
Какие воспитательные
стратегии можно наблюдать в процессе детско-родительского взаимодействия.
Какие методы побуждения
применял родитель.
Как реагировал ребенок на воздействия родителя.
Заполнить протокол.
Слайд 27
Бланк протокола.
Ф.И родителя. Возраст. Пол. Образование. Дата проведения.
Время выполнения рисунка: начало, окончание. Ф.И. ребенка. Возраст. Пол.
Образование. Дата проведения. Время выполнения рисунка: начало, окончание.
И таблица к протоколу.
Слайд 28
Психолог_________________________________________________
Рекомендуемая литература:
Мельникова М.Л. Рисунок мать и дитя в
диагностике привязанности. –Ижевск, 2007.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. –
М., 2005.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,Кудзилов Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб., 2004.
Слайд 29
Методика лепка (радость). Агрессия и злость.
Слайд 31
Данные методики используются как групповые. Может быть работа
на взаимодействие, детско-родительские отношения. Динамика группы…
Скульптура – это то,
что можно легко изменять.
Упражнение. Необходимо сделать скульптуру чувства. М.б. абстрактная фигура, м.б. реальная. Договоритесь между собой какое чувство вы будете лепить. После того как скульптура готова, каждый может внести что-то свое, изменяя, согласовав с партнерами, если он не против. Когда сделали скульптуру, придумываем метафору и готовим презентацию.
Н-р, агрессия: страшное животное, выходит изнутри. Презентация – синквейн: взрывает, рушит. Злобная, неудержимая, огненная. Сжигает мосты и возводит бастионы.
Слайд 32
Материалы: пастель, краски гуашевые и акварельные, кисти, стаканчики
с водой, бумага А4, салфетки.
Настроение
Метафорический автопортрет
Слайд 33
Инструкция: «Нарисуйте свое состояние, настроение на данный момент».
Эти
методики используем для прояснения состояния автора, отслеживание динамики своих
состояний, отслеживания групповых процессов, настройки на предстоящую деятельность, поддержки диалога между участниками.
Мы получаем информацию: настроение в начале занятия, динамика изменений (в начале и в конце процесса).
Слайд 34
Показатели: цвет, характер изображений, расположение на листе бумаги.
Пустой
лист – некоторое сообщение. Обсуждение того, что испытываешь, глядя
на чистый лист. Прочтение сообщения автора. Большое количество геометрических фигур – структурирование опыта, запрос на конструктивную работу. Архитипические символы: спираль – развитие, радуга – переход, круги, мандалы – чувство защищенности (когда группа прошла стадию бури и натиска). После изменения рисунка еще раз его рассматриваем.
Слайд 35
Портрет. Автопортрет. Материалы: пастель, краски гуашевые и акварельные,
кисти, стаканчики с водой, бумага А4, салфетки.
Организация: участники разбираются
по парам. Инструкция: «Побеседуйте 5 минут, познакомьтесь, узнайте что-то о человеке, что он хочет о себе рассказать». Затем обмен ролями в паре и продолжение беседы. Участники расходятся в разные стороны. Необходимо нарисовать портрет того человека с которым происходила беседа. Это может быть образ, метафора. Проводить можно с 7 лет. Когда развивается абстрактно-символическая функция сознания.
Слайд 36
Анализ: обращаем внимание на ряды из рисунков. Там
где много рисунков, обсуждаем что общего между этими рисунками.
Какие чувства вызывает каждый из рисунков.
Проявлять «любопытство психолога» – Что это? Какие чувства вызывает рисунок? Работаем не с автором, а с образом. Позитивная переформулировка: не труслив, а осторожен, не агрессивный, а смелый…
Давать эту технику если есть запас времени.
М-ка «Метафорический автопортрет». Животные, растения , посуда. К. Юнг – символика, психоанализ.
Слайд 38
Методика «каракули».
Методика «каракули» рисуется с закрытыми глазами, выбрать
цвет, облокотиться на спинку стула, расслабиться. Можно включить музыку,
глаза лучше завязать, рисовать как идет рука. Данная методика дается в стрессовых, травмирующих ситуациях. Снимает напряжение. Можно рисовать не ведущей рукой, чтобы снять контроль сознания.
Слайд 40
Материалы : листы бумаги А3, пастель
Инструкция: необходимо договариться
между собой и разбиться на первый-второй. По моему хлопку
участник под номером один начинает вести линию, по второму моему хлопку вступает второй участник и дублирует эту линию на расстоянии 0,5 см, первый при этом продолжает свое действие. Важно не отрывать мелок от бумаги. Останавливаемся по сигналу стоп.
Слайд 41
Следующая серия – обмен ролями. Тот, кто был
первым становится вторым и наоборот.
Анализ: обсуждаем стратегии взаимодействия. Что
было важно во взаимодействии первому участнику, второму участнику. Что было важно после обмена ролями, был ли учтен опыт предыдущего взаимодействия. Обсуждаются субъективные чувства, возникшие в ходе взаимодействия. Что было ресурсного в позиции сотрудничества. Что можно взять из этого упражнения для своей деятельности.
Слайд 42
Инструкция: а теперь вы соперники. Ваша задача состоит
в том, чтобы ваших точек на листе было больше.
По моему сигналу вы начнете ставить точки.