Слайд 2
Цель
Выявить особенности и своеобразие обычаев
и традиций адыгов. Приобщить детей к культурному наследию, духовным
ценностям .
Задачи:
Проследить основные традиции адыгских семей;
Рассмотреть особенности соблюдения обычаев адыгов, связанных с рождением ребенка.
Формировать у подрастающего поколения чувства
национальной гордости за родной язык и культуру.
Углублять знаний об истории, традициях и культуре.
Развивать у детей познавательную активность,
любознательность.
Слайд 3
Издревле на земле наших предков жили
Адыги. Этот народ славился свободолюбием, гостеприимством, почитанием старших, уважением
к женщинам, величайшей заботой о детях. И нельзя лучше сказать о Родине, чем сказал об этом поэт Адыгеи И.Машбаш в стихотворении «Адыги»
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей,
Живут адыги на земле людей.
А ты о них не знаешь ничего –
Ни песен их гортанных, ни традиций.
Когда в ауле человек родится,
То дерево сажают в честь него.
Слайд 4
Адыгская семья, ее нравы и требования были
основным источником, из которого молодой человек получал уроки
жизни. Воспитание в адыгских семьях начиналось с малолетства и велось пожизненно, носило непрерывный характер. Основой всего был личный пример родителей.
Рождение ребенка - самый счастливый момент в жизни людей, в не зависимости от этноса и вероисповедания. Можно считать, что это событие в силах сплотить семью и дать надежду на дальнейшее
продолжение рода.
Когда в семье рождается
ребёнок,то на крышу дома
вывешивается флаг
в честь рождения ребёнка.
Если родилась девочка, то флаг
из пестрой ткани, а если мальчик,
то ткань однотонная,
как правило красная.
Флаг символизирует, что ребёнок
жив, мама жива, что все хорошо.
Все празднуют рождение
человека. Это цена рождения
человека, когда
он появляется на свет.
Слайд 5
После рождения ребёнка, обряд первого купания проводила "мамыку",
что в переводе означает: "добрая женщина". Как же это
проводилось в старину: брали медный таз, наливали туда холодную воду, добавляли золу и бросали в эту воду золотые украшения. Что же означали эти атрибуты?
В холодной воде с золой закалялся ребёнок.
Золото предвещало долгую и счастливую
жизнь, этому ребёнку.
Обряд купания сопровождался
такими нареканиями:
Ручки растите,
Ножки ходите,
Своё тело носите,
Язык говори, свою голову корми!
Затем ребёнка заворачивали в мягкую пелёнку, тщательно вытирали, следом надевали на него " мышиное платье" - "цыгъо джан", которое не подшивалось, чтобы жизнь у ребёнка не стала короткой. А воду, в которой искупали ребёнка, выливали в малодоступное чистое место. На этом заканчивался обряд купания малыша
Слайд 6
У адыгов было много поверий и
магических приемов, в которые они верили и этим как
бы оберегали своих детей. В честь новорожденного обязательно нужно посадить дерево. Эту миссию должен взять в свои руки дедушка по отцу. Как правило, нужно посадить фруктовое дерево, но ни в коем случае - орехоплодное. Это объясняется очень просто - дерево должно быть семечковое, плодоносное, чтобы ребенок в будущем мог воспроизвести здоровое и богатое потомство.
Дерево сажает дедушка по отцу, в отцовском дворе дома. Ребёнок будет поливать дерево, ухаживать за ним, радоваться, когда оно цветёт, плодоносит, осыпает листву. И воспитание ребёнка растёт вместе с деревом, как часть этой природы. Ребёнок не чужое явление, а единое целое с природой. Человек часть окружающей среды.
Слайд 7
Только лишь после рождения изготавливается из
дерева колыбель, в которой качают ребёнка. Заранее Адыги ничего
не готовят до рождения ребенка. Постельные принадлежности готовятся родителями мамы, говорят, если постельное бельё будет приготовлено отцовской семьёй, то она или он не будут счастливы в браке. Первую в колыбель укладывают кошку, а не ребёнка, чтобы младенец спал также крепко. Как правило ребёнка укладывает в колыбель бабушка по отцу, через две недели после его рождения.
Все в жизни Адыгов воспето от рождения и до смерти. В колыбельной песне воспеваются образы будущего Адыга! Бабушка качает колыбель и поёт песню о том, каким он храбрым будет, каким он щедрым будет, каким он хорошим охотником станет. Девочке поют, какая она красавица будет, какая она будет умница, какая она будет рукодельница, какая она будет добрая мама, это поётся в высокой поэтической форме.
Слайд 8
У адыгов было много поверий и магических приемов,
в которые они верили, и этим как бы оберегали
своих детей. Колыбель для ребенка делали из боярышника. Считалось, что боярышник - охраняющее и «доброе» дерево.
Боярышник, нарубленный в лесу, через реку не переносили, чтобы он не потерял свою магическую силу. Много делали для того, чтобы уберечь ребенка от «сглаза», от злых духов и т. д.
Слайд 9
Конструкция детской люльки представляет собой деревянную
кроватку со спинками на дугообразных полозьях, на которых ее
можно раскачивать. В прежние времена на дно люльки укладывали плотный матрац из соломы или овечьей шерсти, и обязательно имелось отверстие в которое укреплялась трубчатая кость для стока мочи в сосуд. Тело ребенка привязывалось двумя широкими поясами или лентами, на концах которых прикреплялись тесемки, которые проводили под колыбелью и туго завязывали на перекладине колыбели. Жесткая фиксация ребенка в люльке позволяла оставить его без присмотра, будучи уверенным в том, что ребенок не выпадет из люльки. Мать много занималась работой по дому, ограничиваясь лишь качанием люльки ногой. Люльку легко можно было переносить с места на место, она была небольшой и умещалась в тесных комнатах.
Слайд 11
Ребенок растет и делает первый шаг. В честь
этого события устраивается торжественный обряд «Праздник первого шага».
На праздник
«Первого шага» приглашают гостей, родственников. Ребенка одевают в яркую рубашку или платье, считается, что яркие краски отвлекают «дурной глаз». Гости, которые пришли на праздник больше смотрят на красоту наряда, чем на красоту ребенка. Вся обстановка вокруг подчеркивает важность этого события. Совершение этого обряда как бы оберегало ребенка от падений и ушибов. Сначала ребенка ставили на плоский камень или железную пластину при этом приговаривали: «Пусть твердо, как камень стоит на ногах» затем брали ножницы и имитировали перерезание невидимых пут, которые до сих пор связывали ноги малыша, и проводили его по дорожке со словами:
«Давай, топ,топ…
Дитя мое, топ,топ…
Направо, топ,топ…
Налево, топ,топ…
Вверх, вниз, топ,топ…
Дитя мое, топ,топ…»
Праздник «Первого шага» не просто развлечение, хотя в нем имеется развлекательный момент. Главное в нем - символический выбор будущей профессии.
На стол выкладывались разные предметы, символизирующие разные профессии. Например, ножницы - парикмахер, катушка ниток - портной, гармонь - музыкант и т.д. Ребёнок выбирал из множества вещей определённую игрушку, что и определяло будущую профессию.