Слайд 2
Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия.
Оно тесно связано с мышлением, так как образ и
мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое.
Понятия «воображение» и
«фантазия» являются
синонимами.
Слайд 3
Виды воображения
Традиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий)
выделяют активное и пассивное воображение
Пассивное может быть преднамеренным,
(грезы), и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание совершенно новых образов без опоры на образец.
Слайд 4
Основные стадии развития воображения ребенка
на первой -
ребенок может преобразовывать воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он
видит другой;
на второй - воображение ребенка проявляется в одушевлении игрушек;
на третьей - воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;
на четвертой - ребенок комбинирует образы, т.е. начинает формироваться
собственно художественное творчество
Слайд 5
Основные этапы развития воображения в дошкольном детстве.
Первый
этап в развитии воображения можно отнести к 2.5-3 годам.
В этом возрасте происходит разделение воображения на "познавательное" и "эмоциональное", связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда - направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности этого-обращение к предметам-заместителям. С другой стороны - выделение своего личного "я", переживание своей отделенности от окружающего мира.
Слайд 6
Уже к 3 годам можно четко выделить два
типа воображения. Отметим, что, вероятно, именно "эмоциональное" воображение связано
с самого начала с использованием символов. Противоречия образа "я" с действительностью, их причина часто не осознаются ребенком и выражаются символически.
Первоначально эти символы заимствуются детьми из культуры (Змей Горыныч, Баба Яга), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).
Слайд 7
На данном этапе основным средством порождения идеи воображаемого
продукта является "опредемечивающий" образ. Поскольку опыт детей этого возраста
чрезвычайно вариативен (отсутствие совместной деятельности).
Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а, ее разворачивание обычно воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью.
Слайд 8
Второй этап-возраст от 4 до 5 лет
В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм,
а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые его возможности, ведут, как правило, обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен следовать.
Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогического воздействия связано снижение уровня продуктивного воображения на этом этапе развития.
"Эмоциональное" воображение в этом возрасте возникает обычно в связи с переживанием ребенком определенного конфликта.
"Познавательное" -с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Без специального руководства оно может носить воспроизводящий характер в силу нацеленности детей этого возраста на следование образцам.
Слайд 9
Основное средство порождения идеи воображения, как и у
детей более младшего возраста, - "опредмечивающий" образ. Однако на
данном этапе этот образ уже наполняется деталями, имеет тенденцию к индивидуализации. Слово уже начинает включаться в процесс создания образов, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений.
К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым, когда ребенок планирует один шаг действий, выполняет их, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления.
Слайд 10
Третий этап в развитии воображения дошкольника-возраст от 6
до 7 лет.
В этом возрасте ребенок уже усваивает основные
образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения.
"Эмоциональное" воображение ребенка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в различных видах деятельности и создание адекватных моделей поведения.
С другой стороны, в случае устойчивого противоречия с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению.
Слайд 11
"Познавательное" воображение претерпевает в этом
возрасте качественные изменения. Дети б лет в своих произведениях
не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементов художественного творчества. Выбор проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи.
В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом "включение".
Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения.
Продукты воображения становятся еще более детализированными и индивидуализированными.
Слайд 12
Уровни развития воображения
Дети с высоким уровнем развития продуктивного
воображения (как "познавательного", так и "эмоционального"). В своих играх
эти дети показывают высокий уровень оригинальности образов воображения в сочетании с высоким уровнем последовательности в организации сюжета.
Дошкольники со средним уровнем развития воображения. Одни – с "познавательным" воображением — принимают задачу, последовательно строят сюжет, но демонстрируют средние показатели оригинальности образов воображения; другие дети — с "эмоциональным" воображением — тоже принимают задачу, строят довольно оригинальные образы воображения, но бывают непоследовательны в построении сюжета.
Дети с низким уровнем развития воображения. Это ребята и с "познавательным", и с "эмоциональным" воображением, которые не могут использовать в игре оригинальные образы воображения и последовательно строить сюжеты.
Слайд 13
Основной механизм воображения
по мнению Рибо, состоит из двух
операций:
диссоциации, т.е. разделения рядов состояний сознания,
ассоциации
- их объединения.
Слайд 14
7 основных механизмов продуктивного воображения:
типизация – создание целостного
образа синтетического характера;
комбинирование – осуществление анализа и синтеза
элементов реальности;
акцентирование – подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов;
преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;
реконструкция – создание целого по части;
агглютинация – сочетание разнородных свойств реальности;
уподобление – использование аллегорий и символов
Слайд 15
Как развивать воображение
у дошкольника
Воображение развивается в игре,
особенно в тех ее видах, где человек как бы
выполняет определенную роль.
Развивают воображение и такие игры, как сочинение сказок, стихов,
рисование, лепка.
Воображение развивается
при чтении книг
Слайд 16
Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение разных географических
карт.
Совершенствует воображение внимательное рассматривание чертежей, умение за различными
проекциями представлять объект и, наоборот, умение изображать объекты в различных проекциях
Техническое творчество, изобретательская и рационализаторская деятельность — важный путь развития воображения
Слайд 17
Для развития воображения важны жизненный опыт и
широкий круг знаний. Накопление большого количества ярких образов может
происходить в результате целенаправленного наблюдения в процессе общения с природой
Операции моделирования у дошкольников
Например:1) слона превратить в зайца,2) собаку - в курицу, 3) чайник - в жирафа, 4) пароход - в самолет, 5) лошадь - в человека, 6) колосок - в буханку хлеба, 7) гусеницу - в бабочку.
Слайд 18
Воображение дошкольника сильно ориентировано на задаваемые
образцы, оно несамостоятельно.
Мы постоянно сталкивались с ситуацией, когда
ребенок отказывался представить наличие у объектов неких свойств, о которых ему ранее не сообщал взрослый.
Слайд 19
Воображение свободнее действует в ситуациях со слабой
информационной определенностью. Там же, где у ребенка есть разнообразные
знания об объектах и явлениях действительности, механизмы воображения уступают место механизмам мышления.
Слайд 20
Проанализировать, как развито у вас воображение, помогут нижеприведенные
задания.
Чем выше результат, тем лучше развито воображение.
Слайд 21
Проанализируйте свое воссоздающее воображение
Для этого решите 4
следующие задачи.
(Предупреждаем, что никакие чертежи при решении делать нельзя.)
Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 м и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?
Слайд 22
2. Представьте себе, что от точки А вы
прошли на юг 10 шагов, затем повернули на восток
и также сделали 10 шагов, после опять сделали 10 шагов на юг, а затем повернули на запад, прошли столько же и, наконец, сделали 10 шагов на север. Какая фигура получилась из указанных отрезков?
Слайд 23
3 Представьте себе окружность: Поставьте в центре окружности
точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведите
две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии от центра проведите две перпендикулярные линии. Какая фигура получилась внутри окружности?
Слайд 24
4. Представьте себе квадрат. Проведите в нем диагонали.
Затем двумя горизонтальными линиями разделите квадрат на равные части.
Сколько получилось фигур и какие?
Слайд 25
Установите уровень развития у себя творческого мышления. :
Для этого решите следующие задачи
1.
Мысленно представьте себе, что у вас есть деревянный шарик диаметром 30 мм. Придумайте и укажите на бумаге (словами или рисунком) как можно больше предметов, которые можно сделать, используя этот предмет. Работайте 5 мин. Сравните свой вариант решения с вариантами своих товарищей. Каждый предложенный вариант оценивается в 2 балла. За однотипные варианты начисляйте по 1 баллу, за остроумные и оригинальные — по 4 балла.
Слайд 26
2. В течение 5 мин придумайте (и запишите)
как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша. Имейте в
виду, что можно придумывать самые нелепые — с точки зрения здравого смысла — вещи, непременное условие — чтобы карандаш действительно можно было в принципе применять в этом качестве (например, вместо скалки при раскатывании теста и др.).
Еще одно замечание: различными считаются только те варианты, которые существенно отличаются друг от друга. Например, ответы «Для рисования на бумаге» и «Для рисования на стене» однотипные.
Учтите, что некоторые творческие люди
могут за один присест без ограничения
времени найти около 50 вариантов
применения карандаша.
Слайд 27
Определите живость, яркость своего воображения.
Зачитывая
слово — раздражитель, старайтесь, как можно более ярко представить
себе соответствующий образ.
Оценку за степень яркости образа проставьте себе сами, исходя из следующих критериев:
О — представление полностью отсутствует;
1—представление слабое;
2 — живое;
3 — очень яркое.