Слайд 2
Развитие экспериментальной психологии в США: работы Уильяма Джеймса
Слайд 3
У истоков ЭП в США находился Уильям Джеймс
(1842 – 1910). Разносторонний человек: занимался живописью, медициной, путешествовал
по Амазонке, в Европе побывал у Вундта.
Слайд 4
С 1878 по 1890 год работает над книгой
«Принципы психологии». Выдвигает задачу изучения состояний сознания, а не
данных, находящихся «в сознании»
В 1892 г. организовал в Гарварде первую в США лабораторию ЭП
Основатель философии прагматизма («истина – это то, что полезно»).
Слайд 5
Джеймс рассматривал сознание как поток, в котором
никогда не появляются дважды одни и те же ощущения
или мысли.
Кроме того, сознание «как и другие биологические функции, развивалось потому, что оно полезно».
Разработал теорию эмоций (теория Джеймса-Ланге).
Слайд 6
«На первых порах новая теория провозглашается нелепой. Затем
ее принимают, но говорят, что она не представляет собой
ничего особенного и ясна как божий день. Наконец она признается настолько важной, что ее бывшие противники начинают утверждать, будто они сами открыли ее»
У. Джеймс, Афоризмы.
Слайд 7
II. Развитие экспериментальной психологии в России. Роль И.П.
Павлова и В.М. Бехтерева.
Слайд 8
Основателем психологии в России был И. М. Сеченов
(1829 – 1905). Показал, что спинномозговые рефлексы могут подавляться
головным мозгом. Это может быть основой поведения человека
Слайд 9
Иван Петрович Павлов (1849 – 1936) родился в
Рязани в семье священнослужителя. В возрасте 11 лет поступил
в церковное приходское училище, а после его окончания - в духовную семинарию.
Слайд 10
На последнем курсе семинарии, под влиянием идей Дарвина
и Сеченова, Павлов уехал в Петербург и поступил в
университет на естественное отделение. После окончания университета поступил на 3 курс Медико-хирургической Академии.
Слайд 11
Павлов изучал пищеварение. При этом открыл условный
рефлекс (УР). Лауреат Нобелевской премии в области биологии и
медицины 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
Слайд 12
Под влиянием новых фактов и идей И.М.
Сеченова переориентировал свою деятельность и с 90-х годов занимался
только УР.
Описал механизмы образования и торможения УР, а также ориентировочный рефлекс и рефлекс свободы. Главная заслуга – объективные методы исследования научения.
Слайд 13
«Моя вера – это вера в то, что счастье
человечеству даст прогресс науки. Я верю, что человеческий разум и
его высшее воплощение – наука – избавят род людской от болезней, от голода, от вражды, уменьшат горе в жизни людей.
Почему многие думают, что я верующий человек, верующий в смысле религиозном? Потому, что я выступаю против гонения на церковь, на религию. Я считаю, что нельзя отнимать веру в бога, не заменив её другой верой. Другую веру приносит людям просвещение, образование; вера в бога сама становится ненужной. Многие ли образованные люди верят в бога? (Хотя есть ещё немало верующих и среди них.) Надо раньше просветить народ, дать ему образование, и вера сама ослабеет. А разрушать веру в бога, не заменив её ничем, нельзя».
Слайд 14
Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927). В 16
лет поступил в Медико-хирургическую академию. Но после сдачи экзаменов
болел (невроз). Лечился у психиатра Ивана Андреевича Сикорского
Слайд 15
В 1877 г. участвовал как врач в русско-турецкой
войне.
С 1878 г. В.М. Бехтерев – врач
при клинике душевных и нервных болезней Санкт-Петербурга
В 1884-85 годах работает в Европе, в том числе у Ж. Шарко, Т. Мейнерта и В. Вундта.
Слайд 16
С 1885 г. (в 28-лет!) профессор Бехтерев возглавил
кафедру душевных болезней Казанского университета. Создал первую в Россию
психофизиологическую лабораторию.
Применил методы ЭП для изучения психически больных людей.
Слайд 17
В 1890-е годы изучал феномен Боксерского восстания в
Китае и секты «малёванцев» на Украине.
Исследовал внушение (словами, интонацией,
действиями, авторитетом, пропагандой). Показал: в отличие от убеждения, внушение действует на подсознание.
Слайд 18
В 1907 г основал в Петербурге Психоневрологический
институт.
В 1907-1910 годах опубликовал три тома книги
«Объективная психология».
Считал, «так называемые психические явления суть врожденные и сочетательные рефлексы», которые можно изучать объективно. Поведение в обществе рассматривал с этой точки зрения: «человек теряет в тормозящих влияниях, но выигрывает в подражательных»