Слайд 2
СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
В ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТАХ
Слайд 3
Учебные вопросы:
1) приемы социального влияния в тоталитарных сектах;
2)
особенности неофитов;
3) основные изменения в сознании сектантов.
Слайд 4
Аум Сенрикё
«Дорогой друг, буддизм в Японии пришел в
упадок, если так будет и впредь, то буддизм исчезнет
с земли Японии. Ты обязан распространять настоящий буддизм на твоей Родине, ты — самый подходящий человек, поскольку ты понимаешь мысль Будды. Я рад, что именно ты несешь ответственность за эту работу, так как тем самым ты помогаешь мне».
Далай-лама XIV
Слайд 5
Тоталитарная секта (от лат. «учение», «школа») – группа
лиц, характеризующаяся особыми ритуалами поклонения Богу, идее или человеку.
Синоним – деструктивный культ (от лат. «поклоняться, почитать»). Может существовать не только в религиозной форме.
Во главе обычно харизматический лидер, претендующий на владение особым знанием.
Последователи отличаются высокой степенью сплоченности, изоляцией от «враждебной» среды, жестким регулированием поведения на основе коллективного убеждения и внушения, приписыванием трансцендентного начала лидеру группы и групповой миссии.
Тоталитарные секты отличают от харизматичес-ких объединений: чем занимается группа важнее того, во что она верит.
Слайд 6
Дэвид Кореш
«Испуг властей перед его знанием был
настолько велик,
что их не устроил простой
расстрел христиан. Им было необходимо
полное
сожжение всех улик. Включая
"Книгу о семи печатях". 51 день я слушал
свой радиоприемник и переживал за своих
братьев и сестер по вере» (СПб., студент).
Слайд 7
Приемы социального влияния в тоталитарных сектах:
1) постепенность нарастания
требований;
2) демонстрация особого внимания, уважения и заботы («бомбардировка любовью»);
3)
оказание услуг и помощи, рассчитанных на перерождение благодарности в привязанность;
4) привлечение к таинственным и возвышенным обрядам;
5) использование сопротивления близких влиянию секты («феномен Ромео и Джульетты»);
6) изоляция от прежнего окружения. Ограничение контактов пределами секты как способ изменения системы ценностей;
Слайд 8
7) снижение критичности восприятия однообразными и продолжительными действиями;
8)
полный контроль за всеми сферами поведения как условие контроля
над мыслями и чувствами;
9) требование постоянно жить групповой жизнью, подавление любого индивидуализма;
10) интенсивная обработка сознания (внушение, эмоциональное заражение, подражание действиям) на фоне групповой изоляции, ограничений во сне и в питании, иногда в сочетании с наркотиками;
11) привлечение к вербовке других лиц для увеличения убеждений самого вербующего;
Слайд 9
12) опора на принцип «социального доказательства»: чем больше
людей считает эти идеи верными…;
13) игра на чувствах страха
и вины;
14) использование особых «ярлыков» как способ контроля за мыслями. Это позволяет перевести ситуации из реальной сферы в плоскость штампов, давать псевдоответы на любые вопросы, навязывать стереотипы;
15) манипулирование рационализацией (самооправданием), способностью людей находить воображаемые причины для оправдания своих действий, если нет реальных;
16) опора на достигнутую групповую сплоченность.
Слайд 10
Особенности неофитов:
- кризис мировоззрения, переживание бессмысленности существования;
- чувство
одиночества, проблемы с близкими;
- повышенная внушаемость, недостаток критического мышления;
-
пониженные способности к самостоятельному принятию решений и ответственности за свои поступки (желание зависеть от лидера);
- низкая самооценка;
- недавние психические или физические травмы;
- неудовлетворенность социально-экономическим положением.
Т.е. личностный кризис в условиях снижения социальной адаптации на фоне определенных черт характера.
Слайд 12
Изменения в сознании сектантов:
- убеждение, что доктрина секты
– это реальность, а мир – иллюзия;
- уверенность в
необходимости повиновения и подражания лидеру;
- формирование черно-белого мышления, идеи полярности мира: добро против зла;
- параноидальность восприятия реальности («всемирный заговор» как доказательство важности миссии;
- представление об избранности, элитарности в сравнении с другими;
- доминирование групповой воли над индивидуальной, отказ от собственного планирования жизни.
Слайд 13
Какую организацию вы представляете? Сколько лет
вы состоите в организации? Вы пытаетесь меня завербовать в
эту организацию?
Кто ваш лидер? Как у него биография? Кто он по профессии? Есть ли у него криминальное прошлое?
Во что верит ваша группа? Считает ли она, что цель оправдывает средства? Допускает ли она возможность обмана в определенных обстоятельствах?
Чем занимаются люди, вступившие в вашу организацию? Должны ли члены группы бросить работу и учебу, передать группе деньги и собственность, отказаться от семьи и друзей, которые не одобряют их вступления в секту?
Какого мнения придерживается о вашей группе общество? Есть ли расхождения в оценках? За что вас критикуют?
Перечислите, что вам не нравится в группе и в лидере.