Слайд 2
Восприятие – это
процесс отражения человеком предметов и явлений
объективной действительнос-ти в ходе их непосредственного воз-действия на органы
чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения.
Слайд 3
Немного физиологии
Зрительное восприятие на 90% обеспечивает человека всей
получаемой информацией. Визуальные образы "интернациональны", они позволяют легко преодалевать
языковой барьер. Запоминаемость зрительной информации выше, чемлюбой другой; нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде образов.
Слайд 4
Закономерность
Органы чувств у всех людей устроены примерно одинаково,
- следовательно, существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые
из них.
Слайд 5
Последовательность
При рассмотрении объектов зрачок всё время хаотически движется,
но хаотичность эта кажущаяся. Глаз устроен так, что за
один раз позволяет обозначить только один образ, затем переходит к следующему и т.д., то есть человек смотрит последовательно. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами.
Слайд 6
Движение глаз…
отражает работу мысли. пример траектории движения зрачка
при рассматривании профиля Нефертити
Слайд 7
Избирательность (1)
Наше восприятие проявляет определенные предпочтения: не все
привлекает наши чувства и ум в одинаковой степени. Это
основное правило необходимо знать каждому дизайнеру, чтобы, манипулируя психофизиологическими механизмами, лежащими в основе избирательности восприятия, возбуждать эстетические переживания.
Слайд 8
Избирательность (2)
Максимум внимания среди множества предметов приковывает изображение
человека или животного. Лица людей на картине знчат больше,
чем фигуры, а главные элементы, фиксируемые на лице, - глаза, нос, губы. Для опознания фигуры наиболее важны точки максимальной кривизны, в которых зрачок останавливается и меняет направление.
Слайд 9
Избирательность (3)
Резкие изломы линий часто используются художниками для
достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Этот прием использовался
в народном творчестве при вышивке крестом и в ковровых рисунках, на нем строили свои работы кубисты, по тому же принципу рисуются пиктограммы.
Слайд 10
Точки максимальной кривизны
Рисунки с резкими изломами линий
Слайд 11
Реакция на движение
Зрительный аппарат устроен так, что при
появлении в поле зрения движущегося объекта взгляд почти мгновенно,
через 150-170 миллисекунд, переводится на него и затем безошибочно отслеживает движение.
Слайд 12
Целостность
Человек способен воспринимать как части, так и все
изображение в целом одновременно. Информация о форме объекта, цвете,
яркости и т.д. сливается воедино в некий определённый образ.
Это свойство лежит в основе построения любой композиции.
Слайд 13
Запоминаемость
Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек
может за короткое время одновременно воспринять и запомнить не
более 7+2. При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций не забывайте об этом свойстве восприятия.
Слайд 14
Рисунок А.В. Кокорина
Посмотрите в течение нескольких секунд на
иллюстрацию, закройте глаза и попробуйте воспроизвести увиденные
Слайд 15
Константность (1)
Одни и те же предметы воспринимаются нами
в различных изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных
точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий.
Слайд 16
Константность (2)
Изображение величины предмета на сетчатке глаза при
восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния
будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины.
Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист.
Слайд 17
Константность (3)
Константность восприятия не наследственное качество, оно формируется
в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях
она может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам неестественно уменьшенными).
Слайд 18
Соотносительность (1)
особенность восприятия, которая выражается в том, что
все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми
же свойствами других предметов. Если на картинке изображен только один объект, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький. Следует поместить его в какую-то среду, окружить другими предметами, сопоставить размеры с известными размерами прочих объектов.
Слайд 19
Соотносительность (2)
Эмоциональное восприятие одного и того же объекта
зависит от его окружения. Соотносительность позволяет усилить впечатление многоцветности
изображения при использовании ограниченного числа красок: темное на светлом фоне кажется более темным и наоборот, контраст цветов усиливает их звучание. Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к ошибкам глазомера и возникновению разного рода иллюзий.
Слайд 20
Пример соотносительности
Восприятие объекта в зависимости от окружения
Слайд 21
Иллюзорность
обманчивость зрительного восприятия. Причина оптической иллюзии лежит как
в физических свойствах предмета, так и в особенностях строения
глаза, и является следствием несовершенства органов чувств.
Наблюдаемые объекты проецируются на сферические сетчатые оболочки глаз человека, которые у всех людей устроены примерно одинаково, поэтому оптические иллюзии закономерны и объективны.
Слайд 22
Графические иллюзии
Иллюзия стрелок Мюллера-Лиера
а - отрезок поделён
на две равные части;
б - правая часть отрезка
короче левой на 25%
Слайд 23
Ассоциативность
устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствии чего одно
из них вызывает другое, третье и т.д. При разглядывании
различных линий возникают различные, вполне определенные чувства и ассоциации. Разные формы линий, их направление - это элементы выразительности:
Слайд 25
Элементы выразительности (1)
горизонтальные линии символизируют основательность, спокойствие, тишину;
вертикальные - передают стремление вверх, рост, торжественность;
спиральные -
характеризуют вращательное движение, развитие;
Слайд 26
Элементы выразительности (2)
ломаные - ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью;
волнообразные - выражают движение на различных скоростях;
наклонные: восходящие,
или активные, - ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом; нисходящие, или пассивные, - вызывают чувство нестабильности, грусть, тоску, бессилие.
Слайд 27
Образность
основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные
образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан,
пучину моря. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они тем богаче, чем выше его интелект (тест Роршаха в психодиагностике).
Слайд 28
Подводя итоги
Учитывая особенности восприятия и соблюдая определенные правила,
дизайнер все же в первую очередь должен руководствоваться творческими
критериями.