Слайд 2
Э. Эриксон
ЭРИКСОН Эрик (1902-1994) — американский психолог,
представитель эго-психологии. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности
и общества подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством которой выступает психосоциальная идентичность. Субъективно переживаемая как “чувство непрерывной самотождественности”, психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее многообразными социальными связями.
Слайд 3
Восемь стадий психосоциального развития
(Источник: Erikson, 1963a, р.
273.)
Слайд 4
1. Младенчество:
базальное доверие – базальное недоверие
"Я полагаю,
что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря
такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова "доверие", которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства "все хорошо"; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других" (Erikson, 1963a, р. 249).
Слайд 5
Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только
внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны
научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Подобное поведение мы наблюдаем тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу "отделения" от нее.
Слайд 6
Кризис "доверие – недоверие"
Причины кризиса:
Ненадежность, несостоятельность матери и
отвергание ею ребенка.
Возврат матери к занятиям, которые она оставила
на время беременности
Рождение следующего ребенка.
Родители, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни.
Слайд 7
Понять, чему не следует доверять, так же важно,
как и понять, чему доверять необходимо.
Положительное психосоциальное качество,
приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта "доверие-недоверие", Эриксон обозначает термином надежда.
Слайд 8
2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение
Приобретение
чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной самостоятельности
и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения.
Слайд 9
Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе
обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным:
с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой – как деструктивная форма обуздания и мера пресечения.
Слайд 10
До наступления этой стадии дети почти полностью зависят
от заботящихся о них людей. Однако, поскольку у них
быстро развивается нервно-мышечная система, они гордятся своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: "Я сам" и "Я – то, что я могу".
Слайд 11
Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечто
родственное гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не
разрешается развивать свою самостоятельность и самоконтроль.
Причины появления стыда:
родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами;
родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сами сделать не в состоянии.
Слайд 12
"Сила воли означает постоянное осуществление свободного выбора, так
же как и самоограничения, невзирая на неизбежные переживания стыда,
сомнений и раздражения из-за того, что кто-то вас контролирует. Источник доброжелательства коренится в рассудительности родителей, руководствующихся уважением к духу закона" (Erikson, 1968b, p. 288).
Слайд 13
3. Возраст игры: инициативность – вина
Стадия соответствует
фаллической стадии психоанализа.
Возраст: 4 – 6 лет – дошкольный
возраст.
Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.
Слайд 14
интерес к трудовым занятиям,
активность, решение
новых задач и приобретения новых навыков,
дополнительная ответственность
за себя, за младших детей и домашних животных.
«Я — то, что я буду»
Слайд 15
Причины чувства вины - влияние родителей
Родители, жестко ограничивающие
свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у
них слишком сильное чувство вины.
Результат:
покинутость и собственная никчемность;
дети пассивны, скованные;
не целеустремленны, нерешительны;
патологии.
Слайд 16
4. Школьный возраст: трудолюбие - неполноценность.
Стадия соответствует
латентной фазе классического психоанализа.
Возраст: 6 – 11 лет.
Задача этапа:
трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.
Слайд 17
Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к
дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как
вещи устроены, как их приспособить, освоить.
Слайд 18
Термин «трудолюбие» отражает основную тему данного периода, дети
в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что
из чего получается и как оно действует. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».
Слайд 19
Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности,
или некомпетентности.
Причины появления чувства неполноценности:
Когда родители видят
в трудовой деятельности ребенка одно “баловство” и “пачкотню”;
Когда дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение определяют их личностную значимость и достоинство.
Результат: дети могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.
Слайд 20
5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение.
(от 12 до 20 лет)
«Юность — это возраст
окончательного установления доминирующей позитивной Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни».
Слайд 21
Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы:
«Кто я? »
«Куда я иду?»
«Кем я хочу
стать?»
Задача подростка состоит
в том, чтобы собрать
воедино все имеющиеся к
этому времени знания о
самих себе (какие они сыновья
или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго- идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.
Слайд 22
Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей
и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той
или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.
Слайд 23
Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми
социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может
серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром.
Слайд 24
Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада
и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного
(отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает
«ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.
Слайд 25
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса
периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой
выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
Слайд 26
6. Молодость: достижение близости / изоляция. (от 20
до 25 лет)
Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как
многоплановый, но главное при этом — поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.
Слайд 27
Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в
излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность
устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
Слайд 28
Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из
кризиса «интимность /
изоляция», — это любовь.
Эриксон подчеркивает
важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире —
как способность вверять себя
другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже
если они потребуют уступок или самоотречения, готовность
разделить с ним все трудности.
Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
Слайд 29
7. Зрелость: продуктивность – инертность
Седьмая стадия - от
26 до 64 лет
Основная проблема — выбор между продуктивностью
и инертностью.
Продуктивность - забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену.
Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.
Слайд 30
Те взрослые люди, кому не
удается стать продуктивными, переходят в состояние поглощенности собой, когда
основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям.
С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества.
Это явление — «кризис старшего возраста» — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.
Слайд 31
8. Старость: целостность эго - отчаяние
Последняя психосоциальная стадия
от 65 лет до смерти.
Практически во всех культурах
этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды.
В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту.
Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.
Слайд 32
По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни
характерно суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития
Эго
Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и твердо сказать себе: «Я доволен».
Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».
Слайд 33
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей
жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок.
Недостаток
или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться».
Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.
Слайд 34
Эриксон приходит к выводу о том,
что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности,
как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей.
Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.
Слайд 35
Литература
1). http://psylib.org.ua/books/hjelz01/
2). http://www.socionics.ru/ericson.htm