Слайд 2
Сентиментализм
Направление в литературе и искусстве 2-й половины XVIII
– начала XIX века.
Сентиментализм – от французского sentiment –
чувство.
Путь к идеалу гармонично развитой личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств.
Слайд 3
Основные черты
Сентиментальный – восприимчивый, способный откликнуться душой на
всё, что окружает человека.
Спасти мир должен не разум, а
чувство.
Человек может сам, самостоятельно различать добро и зло.
Воспитав чувствительность во всех людях, можно победить всякое зло.
Культ чувства.
Слайд 4
Основные черты
Поэтическая цель искусства – вызвать сочувствие, сопереживание,
сострадание к изображаемому герою или, наоборот, отвращение, ненависть, неприятие
какого-либо явления.
Интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту.
Равнодушие к политике.
Культ природы.
Слайд 5
Основные черты
Основное свойство – стремление представить человеческую личность
в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.
Утверждается богатый духовный мир
представителей низших сословий.
Культ врождённой нравственной чистоты, неиспорченности.
Слайд 6
Основные черты
Ведущие жанры: семейно-бытовой роман, чувствительная повесть, путевые
записки, часто написанные в форме писем или дневника, исповеди,
т.к. повествование от первого лица позволяло полнее раскрыть духовный мир героя.
Критерий достоинства человека – искренность, исповедальность.
Нет деления на стили, писатели смело используют любую лексику.
Слайд 7
Классицизм и сентиментализм
Слайд 9
Представители русского сентиментализма
М.Н. Муравьёв
В.В. Капнист
В.А. Жуковский (в молодости)
Н.М.
Карамзин
Слайд 10
Николай Михайлович Карамзин
Родился 1 декабря 1766 г. в
семье симбирского дворянина. Детство прошло в деревне, на берегу
Волги. Там он овладел основами грамоты, затем поступил в симбирский пансион., затем пансион Шадена, московского профессора.
Слайд 11
С 1783 г. служит в Преображенском полку и
живёт в Петербурге. Он поручик, «с пламенным рвением к
усовершенствованию в себе человека».
Через 2-3 года это уже литератор, переводящий Шекспира, французских авторов, сам пишущий стихи. Вскоре становится членом литературно – философского общества. Однако философия и мистика не увлекли Карамзина.
1789 – 1790 путешествует по Европе, становясь свидетелем Великой французской революции.
В это время в нём просыпается интерес к истории.
Слайд 12
Первую популярность Карамзину принесли «Письма русского путешественника». Их
слог казался современникам чем-то необычным по ясности и изяществу.
Литературный язык Карамзина лёгок, ясен, почти прозрачен. Писатель приближает его к разговорному языку образованного дворянства, отказывается от устаревших слов и грамматических оборотов. Ввёл в употребление много новых слов (промышленность, общественный, общеполезный).
Слайд 13
С 1802 г. Карамзин издавал журнал «Вестник Европы»,
ставший весьма популярным. В своей литературной работе, как издатель
и журналист, продолжал вести борьбу за чистоту и благозвучие русского языка.
31 октября 1803 г. Александр I подписал указ об официальном назначении Карамзина «историографом». Сам Карамзин хотел этого.
С 1803 г. и до конца своих дней Карамзин работал над «Историей Государства Российского».
Слайд 14
«Бедная Лиза»
Первая русская сентиментальная повесть.
Рассказана история крестьянской девушки,
умевшей глубоко любить и обманутой своим женихом из «высшего»
общества.
Повесть трогала описанием глубоких человеческих чувств героини из народа и возмущала эгоизмом, чёрствостью героя – представителя «света».
Карамзин смело вводил в литературу мир интимных чувств.