Слайд 2
История возникновения понятия
«Серебряный век русской поэзии»
Впервые название «Серебряный
век русской поэзии было предложено философом Н. Бердяевым, но
четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма в 1933 году после появления на свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии». Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», веком Пушкина, Толстого, Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков.
Слайд 3
Хронологические рамки серебряного века
Вопрос о хронологических рамках этого
явления остаётся спорным. «Серебряный век» условно датируется 1890-ми гг. —
первым двадцатилетием XX в.
Относительно определения начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны – рубеж 80-х — 90-х годов XIX века. Период окончания «серебряного века» вызывает споры среди ученых:
1) одни ученые полагают, что после1917 года 1) одни ученые полагают, что после1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование;
2) другие ученые полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока 2) другие ученые полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России;
3) также существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой
Слайд 4
Основные направления русской литературы «серебряного века»
Писатели и поэты,
противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства
- МОДЕРНИЗМА.
Насчитывается три основных литературных направления поэзии серебряного века:
1) символизм
2) акмеизм
3) футуризм
Слайд 5
Особенности русской литературы «серебряного века»
огромный интерес к вечным
темам: поиск смыла жизни отдельной личности и всего человечества
в целом, загадки национального характера, истории страны, взаимовлияния мирского и духовного, взаимодействия человека и природы;
интенсивный поиск оригинальных художественных форм, а также средств выражения чувств и эмоций;
поэты серебряного века русской поэзии свободно экспериментировали с художественными возможностями слова
характеризуется новыми способами передачи мыслей и чувств лирического героя поэзия серебряного века
Слайд 6
«Старшие» и «младшие» символисты
Первые символисты – старшие символисты
Брюсов
В.Я.
Бальмонт К.Д.
Сологуп Ф.К.
Гиппиус З.Н.
Минский Н.М.
Первые символисты – старшие символисты
Блок
А.
Иванов В.
Белый А.
Слайд 7
Основные черты символизма в русской поэзии «серебряного века»
идея
о двух мирах (реальном и потустороннем)
отражение действительности в символах
мистическое
постижение мира
религиозные искания
отрицание реализма
разработка звукописи как особого поэтического приема
Слайд 8
Акмеизм в русской поэзии «серебряного века»
Акмеисты, или —
как их еще называли — «гиперборейцы» сразу выступили единой группой. Своему
союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов».
Н.Гумилев
А.Ахматова
О.Мандельштам
С.Городецкий
Слайд 9
Особенности акмеизма в русской поэзии «серебряного века»
декларация разрыва
с символизмом
преемственность с предшественниками
отказ от символа как единственного способа
поэтического воздействия
отрицание мистического
соединение в творчестве внутреннего мира человека с "мудрой физиологичностью"
Слайд 10
Футуризм в русской поэзии «серебряного века»
Футуристы ставили перед
собой цель: работу со звуками, со словом. О смысле
стихов, особенно самых ярких образцов футуризма, читатель может лишь догадываться.
Гончарова Н.С.
Матишин М.
Кульбин Н.
Слайд 11
Особенности футуризма в русской поэзии «серебряного века»
обращенность к
будущему
чувство грядущего переворота жизни
приветствие краху старой жизни
отрицание старой культуры
и провозглашение новой
прославление нового человечества
урбанистические темы и приемы поэзии
изобретение новых форм
речетворчество, создние "заумки"
Слайд 12
Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил
плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии
сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но тем не менее все они успели внести огромный вклад в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями